Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Азии :: История Индии :: Антонова К.А., Бонгард-Левин Г.М., Котовский Г.Г. - История Индии
<<-[Весь Текст]
Страница: из 240
 <<-
 
бочным учением. Они 
рассматривали ее как доктрину, недостаточно подходящую для широкого 
распространения буддийских идей, слишком индивидуалистическую. Один из 
основателей махаянской школы йогачаров, Асанга, отмечал ограниченность учения 
хинаяны. В хинаяне каждый должен был думать о личном «опасении», (достижении 
индивидуального просветления и нирваны; махаяна же заявляла о сострадании и 
помощи всем живым существам независимо от их личных качеств. Махаянисты 
рассматривали юное учение как (возрождение подлинного учения Будды, которое 
хинаянисты (вибхаджавадины и стхавиравадины) будто бы убивали своим эгоизмом и 
индивидуализмом. Поэтому они называли свое учение «широким путем», подчеркивая 
широту трактовки идеи спасения и широкий охват приверженцев буддийского учения. 

   Одним из важнейших в доктрине махаяны является учение о бодхисаттве. Понятие 
бодхисаттвы было и в хинаяне, особенно в поздней школе сарвастивадинов 
(бодхисаттвой считался Гуатама Шакьямуни до его просветления, т. е. до того, 
как он стал Буддой), но в махаяне культ бодхисаттв приобрел особое значение. 
Бодхисаттва — существо, обладающее способностью стать Буддой, приближающееся к 
достижению нирваны, но из великого сострадания к другим существам и всему миру 
отказывающееся вступить в нирвану. В махаяне бодхисаттва заменяет хинаянистокий 
идеал — достижение архатства. 
   Махаянисты считали, что одним из главных недостатков хинаяны является узость 
цели — освобождение для себя, и даже архат (святой человек) не преодолевает 
полностью оков своего собственного «я»; он стремится достичь нирваны для себя 
самого, не думая о других, остающихся в кругу сансары, во власти круговорота 
рождений и смерти. Архат, учили махаянисты, не мог полностью преодолеть 
различия между собой и другими и достичь, таким образом, состояния «несущности» 
самого себя. Поэтому следовало подражать не архату, сконцентрировавшему все 
внимание на своем освобождении, а бодхисаттве, который оставил мирскую жизнь, 
чтобы помочь другим, живущим в мире. 
   Приверженцы махаяны упрекали хинаянистов и за узость учения. Если по учению 
хинаянистов нирваны могли достичь только монахи, полностью порвавшие с мирской 
жизнью, то, согласно махаяне, высшее спасение было доступно и мирянам. В 
махаянских текстах постоянно подчеркивается, что бодхисаттвы не желают 
достижения личной нирваны, а призваны заботиться о благе всего мира, о 
достижении нирваны всеми живыми существами. Бодхисаттва добровольно принимает 
страдания, чтобы помочь другим, и воздерживается от собственного спасения, пока 
все остальные не освобождены от страданий. «Так как все существа больны, то и я 
болен» — эта фраза из махаянского сочинения вкратце отражала сущность учения о 
бодхисаттвах. В этом смысле все существа (т. е. все верующие) рассматривались 
как одно целое. Эти положения махаянского учения делали его очень популярным 
среди мирян, которым махаяна открывала «пути к спасению», обещая помощь 
сострадательных бодхисаттв. 
   Совершенно иной была в махаяне трактовка образа ослова-теля учения Будды и 
самого понятия «будда». Если в хинаяне Будда был реальным историческим лицом, 
указывающим верующим пути и способы «спасения», то в махаяне он рассматривался 
как всевышнее абсолютное существо, как первооснова всего микрокосмоса, 
приобретая тем самым особое метафизическое и религиозное содержание. Каждое 
живое существо потенциально может стать Буддой, потому что в нем содержится 
определенная частица сущности Будды (буддхата). Это состояние Будды наполняет 
все существующее и выступает в «трех телах», которые являются тремя сторонами 
единого Будды: дхармакая (тело дхармы) — космическое проявление, самбхогакая 
(тело блаженства) — божественное проявление среди сверхъестественных существ, 
нирманакая (тело преобразования) или рупакая (тело облика), когда Будда 
проявляется в облике человека. Махаянисты признавали существование нескольких 
будд, в том числе н Гаутаму. Своим проявлением в «трех телах» Будда спасает 
всех в космическом, божественном и земном мирах. 
   В махаяне будды и бодхисаттвы становятся объектом почитания. Особое значение 
приобретает ритуал и обрядность. В буддийском искусстве появляется изображение 
Будды в облике высшего существа. 
   Поскольку достижение нирваны, согласно махаяне, происходит с помощью 
бодхисаттв, то верующие старались добиться их расположения, делая богатые 
подношения. В первые века нашей эры буддийские монастыри превратились в крупных 
собственников, которым цари — последователи буддизма и другие богатые донаторы 
дарили земли, давали большие денежные суммы, различные ценности. 
   Своеобразным было и махаянское учение о нирване, которая трактовалась в 
различных махаянских школах по-разному, но в отличие от хинаянистов она 
рассматривалась здесь не как погашение реальности и уход от нес, а как сама 
реальность. В махаяне получило разработку учение о парамитах, с помощью которых 
верующие могли достигнуть духовного совершенства. Основных парамит 
насчитывалось шесть — щедрость, добродетельное поведение, терпимость, духовная 
энергия, созерцание и интуиция, позволяющая познать мысль о высшем просветлении.
 Каждая из парамит рассматривалась как ступень в достижении высшей мудрости 
(праджня). Таким образом, основы учения хинаяны и махаяны значительно 
отличались друг от друга, и некоторые буддологи даже рассматривают махаяну как 
доктрину, совершенно отличную от хинаяны. Другие считают махаяну дальнейшим 
развитием хинаянсмих взглядов. 
   Несмотря на существенные различия в учениях махаяны и хинаяны, у них имелись 
и общие концепции в изложении доктрины. Оба эти направления заявляли о спасении 
и путях к нему, рассматривали все существующее как изменяющееся и преходящее, 
признавали учение о карме и допускали достижение нирваны, хотя и разными путями.
 
      Школы маха
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 240
 <<-