|
й период: на первый план
все больше выдвигается реальное положение человека, его имущественный статус. В
то же время родовитость уже не имеет того первенствующего значения, как раньше.
В связи с распространением буддизма и джайнизма снижается роль брахманов как
основных исполнителей культа.
Многие брахманские роды разоряются, и представители брахманской варны
вынуждены заниматься другими профессиями. Падает роль брахманов в
идеологической сфере, хотя позднее, в связи с новым возрождением индуизма, их
влияние вновь усиливается. Новые явления коснулись и варны кшатриев. Республики,
где кшатрии играли ведущую роль, постепенно теряют свое значение. Получает
развитие система наемников в армии, что, естественно, повлияло на статус
кшатриев — профессиональных воинов. Подобно брахманским, многие кшатрийские
роды тоже разоряются, к власти все чаще приходят представители других варн, что
прежде было крайне редким явлением.
Интересные сведения приводит в своем дневнике Сюань Цзан. В период его
пребывания в Индии там правили пять царей из варны кшатриев, четыре — из
брахманов, два — из вайшьев и два — из шудр.
Начавшееся в предшествующий период разложение варны вайшьев активно
продолжалось в гуптскую эпоху. Бедные вайшьи фактически приближались к шудрам,
положение которых, очевидно в связи с бурным развитием земледелия и ремесла,
несколько улучшилось. В источниках все больше встречается упоминаний о
применении в земледелии труда шудр. В своих «Записках» Сюань Цзан рассматривал
ш>др как земледельцев, а в шастрах гуптской эпохи уже отчетливо различаются
шудры и рабы. Таким образом, постепенно традиционное варновое деление теряет
свое прежнее значение. На первый план выдвигается деление на джати (касты).
Джати, как и варны, были наследственными, эндогамными и связанными с
определенной профессией. Но это были более мелкие единицы, иногда небольшая
группа людей, объединенных экономическими интересами. Число джати постепенно
увеличивалось.
Образование джати продолжалось и в более позднее время, вплоть до настоящего.
В связи с разделением труда и специализацией особенно возросло число каст в
городах, среди различных категорий ремесленников; развивались касты и в
деревнях. Джати существовали как отдельный от варн институт. В то же время
принадлежность к варне строго соблюдалась. В гуптский период еще не было столь
строгих законов для каст, как в более позднее время, еще допускалась в
некоторых случаях возможность изменения кастами своих традиционных профессий.
В эпиграфике сообщается о том, что в Западной Индии объединение ткачей по
шелку, испытывая трудности в производстве шелка, переселилось в другой район.
Ткачи приобрели другие профессии — некоторые стали солдатами, лучниками и даже
бардами, т. е. в социальном (варновом) отношении поднялись выше.
Вместе с тем брахманы старались объяснить возникновение джати смешением варн.
В связи с нарушением строгих норм общений между варнами брахманские законоведы
уделяют особое внимание «чистоте» варн. Только от родителей, принадлежащих к
одной и той же варне, потомство считалось чистым и законным. Даже брак брахмана
с кшатрийкой рассматривался отступлением от «закона» варн. Дети от смешанных
браков зачислялись в другую по отношению к родителям группу, в определенную
джати. Так брахманы пытались «объяснить» появившиеся в этот период <в
результате развития общества, и прежде всего разделения труда, новые социальные
общности — джати.
Гуптский период отмечен широким распространением особых каст — неприкасаемых,
стоящих вне варновой системы и занимавших самое низкое социальное положение.
Эти группы должны были выполнять грязную работу (мусорщики, уборщики на
кладбищах, мясники и т. д.); представителям высших варн не разрешалось общаться
с неприкасаемыми, которые иногда имели специальные знаки — свидетельства их
низкого положения. К неприкасаемым стали относить некоторые отсталые племена.
Эта прослойка не имела никаких политических прав.
Религизные течения и философские школы в первые века нашей эры
Буддизм махаяны
В истории буддизма очень рано наметились различные течения и школы. Уже
первые соборы, как отмечалось, выявили разные толкования многих положений
буддийской доктрины. К периоду Маурьев оформились два основных направления —
стхавиравадины (последователи учения старейших) и махасангхики (сторонники
большой общины, которые выступали за более либеральные правила).
Последнее направление явилось, очевидно, основой учения махаяны (большая
колесница, широкий путь), последователи которого стали отличать себя от
приверженцев хинаяны. Термин «хинаяна» (маиая колесница, узкий путь)
встречается в буддппских источниках не очень часто. Им обозначались сторонники
так называемого ортодоксального буддийского направления. В Индии открытого
конфликта между представителями этих школ не было. Вначале число сторонников
махаяны было невелико. По сообщению Сюань Цзана, махаянисты следовали
хинаяноним правилам Винаи. И даже в VII в. н. э., по свидетельству китайского
пилигрима Ицзина, в буддийских монастырях Северной Индии вместе проживали
последователи хинаяны и махаяны. «Они следовали одним и тем же правилам Ви-наи
и признавали четыре благородные истины буддизма, но те, кто поклонялись культу
бодхисаттв и читали махаянские сутры, считались махаянистами, остальные были
хинаянистами».
Древнейшие махаянские тексты появляются, очевидно, еще в I в. до н. э., но
большая часть их датируется первыми веками нашей эры. Одной из самых ранних
была литература прадж-намарамитских сутр, переводы которых на китайский язык
появились уже в конце II в. н. э. Наиболее популярными сочинениями махаяны
являлись «Саддхармапундарика» («Лотос благого закона»), «Ланкаватарасутра»
(«Сутра о вступлении на Ланку»), «Суварнапрабхашасутра» («Сутра золотого
блеска»).
Махаянисты не считали хинаяну враждебным или ош
|
|