|
не может обратиться в
ничто. Оно лишь отдельно выхваченный момент непрерывного процесса трансформации.
Вечность духовного порождает закон кармы. Раз действие не исчезает, оно рано
или поздно проявляется в своих неизбежных последствиях. Являясь же духовным
актом по самой своей природе, оно не сковано жизнью тела: новое рождение
предопределяется, таким образом, прежними деяниями или во всяком случае
испытывает на себе их определяющее влияние.
Давая характеристику буддийскому учению, академик Ф. И. Щербатской писал: «..
.бытие... представляет собой непрерывный процесс ежеминутного рождения и
исчезновения. Процесс этот подчинен закону причинности... Нет не только ничего
вечного, но нет вообще длящегося бытия, следовательно, не существует субстанций,
ни духовных, ни материальных».
Будда рассматривал все в мире в состоянии постоянного изменения. Дхармы
(непознаваемые частицы), путем различных сочетаний составляя материальные и
духовные элементы, находятся в вечном движении, непрерывном изменении сочетаний.
Основой буддизма, безусловно, является учение о «четырех благородных
пстинах», которые, согласно традиции, были изложены Буддой в его первой
проповеди. В этих «истинах» Будда определяет характер человеческого
существования, причины человеческих страданий и намечает «путь спасения». В
конечном итоге последнему и была подчинепа суть этой основной проповеди Будды.
Традиция приписывает Будде слова о том, что, подобно тому как вода в океане
имеет привкус соли, так и его учение имеет лишь «вкус спасения». Будда объявил
жизнь страданием, которое возникает в связи с желанием, стремлением к земному
существованию и его радостям. Поэтому он призывал отказаться от желаний и
указывал «путь спасения». Это значило уйти из-под закона кармы и вырваться из
круга перерождений, в который человек попадал из-за незнания истины. Вступивший
в сангху мог достичь и нирваны, когда человек освобождался от пут земной жизни,
всяческих страданий и страстей и побеждал в себе свое собственное «я»,
преодолевая дуализм тела и духа.
В состоянии нирваны постоянно изменяющиеся дхармы прекращают движение, а
значит, и поток новых сочетаний. Наступает полный разрыв с сансарой — переходом
из одной телесной формы в другую, с миром субстанций. Нирвана, достижение
которой было связано с исчезновением цепи дальнейших возрождений,
рассматривалась как высшая цель, к которой стремились верующие. Идеалом служил
архат — святой человек, подошедший к состоянию нирваны благодаря своим деяниям
и духовному у совершенствованию.
Не случайно oгромноe значение в буддизме играла этическая сторона.
Нравственный аспект в поведении человека должен был занять особое место. Будда
призывал следовать восьмиричному пути — правильным взглядам, правильному
поведению, правильным усилиям, правильной речи, правильному образу мыслей и т.
д. Эти принципы и определяли суть буддийской морали. В своем праведном
следовании этому «праведному пути» человек, согласно учению Будды, должен был
полагаться на самого себя, а не искать защиты, помощи и спасения извне. «Сам
человек совершает зло, сам оскверняет себя, — говорится в «Дхаммападе». — Не
совершает зла он тоже сам, и сам же очищает себя. Одному другого не очистить».
Буддизм не признавал обязательности существования бога-творца,
бога-созидателя, который порождает все в мире, в том числе человека, бога, от
которого зависит судьба человека. «Для людей, которые верят в такого бога, —
говорил Будда, — не существует ни желания, ни усилия, нет необходимости делать
какое-либо дело или воздержаться от него». Согласно же брахманизму, жизнь
человека, его судьба целиком зависят от воли богов, которые вершили помыслами и
судьбами людей.
Само слово «будда» значит «просветленный», «познавший истину». Так по
традиции стал величаться Сиддхартха Гаутама после того, как он достиг
просветления, сидя под деревом близ города Гая. Сиддхартха был сыном главы
могущественного племени Шакьев, но затем, отказавшись от богатства и радостей
мирской жизни, стал отшельником. Дошедшие до нас раннсбуддийские тексты
сохранили много свидетельств о жизни основателя учения Будды. Большой интерес
представляют эпиграфические материалы IV—III вв. до н. э., упоминающие о Будде
и указывающие на место его рождения (Лумбини), что совпадает с данными
религиозных текстов.
Среди современных ученых ведутся острые споры об историчности Будды,
делаются попытки восстановить первоначальное учение, которое проповедовалось
самим Буддой. Эти вопросы чрезвычайно сложны, особенно если учесть, что
канонические тексты, которыми располагает современный исследователь, датируются
примерно III в. до н. э. (записаны они были, по традиции, на Цейлоне в 80 г. до
н. э.), т. е. несколько столетий спустя после смерти основателя учения. В
настоящее время наиболее принятой датой смерти Будды считается 483 г. до н. э.
(датой рождения — 563 г. до н. э.).
Учение адживиков
Основными конкурентами буддистов в ранний период были адживики. Значительная
популярность адживикизма в V—III вв. до н.э. прежде всего вытекала из
последовательной и радикальной критики брахмапшма, провозглашенной Госалой —
создателем аджившкизма. Недовольство социальным порядком, отстаиваемым
брахманством, поднимало престиж реформационпых движений ев самых широких слоях.
Отрицание несправедливости кастовой системы и брахманского толкования кармы,
решительно проведенное Госалой, привлекало как низы общества, так и
разбогатевших, но безродных выходцев из тор-ювых и ремесленных прослоек. Госала
с самого начала не ограничил свою проповедь узкими рамками какой-либо
мона-шеюкой общины, он обращался с изложением своих взглядов к «миру мирян».
Внешняя простота до
|
|