Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Азии :: История Индии :: Антонова К.А., Бонгард-Левин Г.М., Котовский Г.Г. - История Индии
<<-[Весь Текст]
Страница: из 240
 <<-
 
ой группировки, отвергавшей всякую одежду; 
приверженцы ее именовались дигамбарами (т. е. те, кому одеждой служат стороны 
света). 
   «Освободиться» могла только душа аскета, а не мирянина. И не случайно, что в 
джайнизме аскетическая практика получила столь большое развитие, значительно 
большее, чем в остальных древнеиндийских религиях. Даже само обозначение 
Махавиры — Джина, т. е. «победитель», было связано с победой над цепью 
перерождений, над мирскими чувствами и носило аскетическое содержание. 
   Существенной особенностью и главным принципом джайнской этики является 
ахимса (пснанесение вреда живым существам). Джайнский монах не только не убивал 
животных, но и предпринимал множество предосторожностей, чтобы случайно не 
раздавить какое-нибудь мельчайшее насекомое. Правила поведения монахов были 
затем тщательно разработаны и зафиксированы в джайнских текстах. Для джайнских 
монахов являлось обязательным выполнение 28 правил поведения, среди которых — 
обет правдивости, сдержанности, бесстрастности, строгий запрет воровства. Для 
мирян, последователей джайнизма, эти этические предписания не были столь строги 
и многочисленны. 
   Вскоре джайнизм широко распространился в Индии, однако выдержать конкуренцию 
с буддизмом и с индуизмом он так и не смог. С первых веков нашей эры начинается 
очевидный упадок этой религии, хотя в виде небольшой замкнутой общине она 
сохранилась в Индии вплоть до наших дней. Влияние джайнизма на индийскую 
культуру древности и оред-нековья было, однако, весьма значительным. Джайнизм 
породил довольно обширную литературу, а присущий его философии реализм 
способствовал интересу джайнов к различным областям науки. Вклад джайнизма в 
эту сферу был особенно существен. 
      Ранний буддизм. Основы учения
   Буддизм, как и другие реформационные системы, получил наибольшее 
распространение в Северо-Восточной Индии, и прежде всею в Магадхе, которая 
рассматривалась как центр неортодоксальных учений, как страна, с трудом 
поддающаяся брахманизации. Неортодоксальные, так называемые еретические, 
течепия имели много общею между собой, хотя между ними существовали и немалые 
различия. Буддизм вначале не имел особого влияния и конкурировал с другими 
неортодоксальными течениями, добиваясь поддержки со стороны сильных государств 
и особенно магадхских правителей. 
   Новое учение, выступавшее против резких кастовых перегородок, за равенство 
людей по рождению, особенно привлекало торговые слои, разбогатевших вайшьев, 
которым брахманизм отводил весьма скромное место в общественной и социальной 
иерархии. Буддизм нашел поддержку и среди кшатриев, которые в это время все 
больше сосредоточивали власть в своих руках, но еще чувствовали сильное 
идеологическое давление со стороны брахманов, объявлявших себя наивысшей и 
единственно священной варной и даже земными богами. 
   Б буддийскую общину — сангху допускались свободные представители всех варн, 
что значительно расширяло сферу влияния нового учения. Для тех же, кто не 
вступал в санг-ху, была надежда достичь небес — это был тот идеал, который 
рисовал для мирян Будда. Основной упор в раннем буддизме делался на этическую 
сторону; сложные метафизические вопросы Будда не разбирал в своих проповедях, 
обращенных к мирянам. 
   Успех буддизма в период его становления объяснялся в немалой степени тем, 
что Будда в своих проповедях не призывал к уничтожению всех старых традиций и 
обычаев, которые в условиях древнего консервативного общества и соответствующих 
ему идей прочно утвердились в общественной и духовной жизни, а старался 
выдвинуть новое толкование, дать свое объяснение многим установившимся нормам. 
   Буддизм явился по существу оригинальным учением. Степень его отличия от 
других индийских систем настолько велика, что неоднократно предпринимались 
попытки сблизить его с религиями, зародившимися за пределами Индии, например с 
христианством. Однако сумма этих нововведений была четко вписана в рамки общих 
традиционных идей, которые буддизм никогда полностью и не отвергал. 
   Не случайно ученые прослеживают связь буддизма с учением Упанишад. Это не 
означает, впрочем, что Будда разделял принципы учения Упанишад. Скорее можно 
предполагать, что уже Упанишады сами по себе отобразили некоторые новые 
представления, возникшие в ходе развития sup ев-не индийского общества и 
культуры в различных райоттах страны. 
   Сходство буддизма и брахманизма в ряде черт может быть объяснено различными 
причинами, но весьма существенно, что с появлением буддизма и других 
реформационных систем бытовая религия индийцев, которой следовали в течение 
многих веков, существенно не изменилась. Буддизм, как и джайнизм, воспринял 
обрядовую сторону религии из традиционных для Индии ритуалов, санкционировавших 
«брахманизмом. По той же причине божества ведийско-брахманистской Индии не были 
преданы анафеме. 
   Буддизм не отменял традиционных индийских божеств, но он предоставил им в 
собственной системе столь незначительное место, что, растворившись в буддизме, 
они должны были бы в конце концов как бы исчезнуть сами. Включение брахманских 
божеств в буддизм значительно расширило его популярность среди населения 
различных частей Индии, но, поглощая эти верования, буддизм сам рисковал 
раствориться в них. Что касается ранней стадии развития буддийской доктрины, то 
в этот период почитание ведийских божеств не противоречило сколько-нибудь 
своеобразию и независимости повой религии, в рамках которой оно осуществлялось. 
Существенной особенностью буддизма (как, впрочем, и идеологии Упанишад) было 
безразличие к конкретным формам культа. 
   Буддизм, подобно Упанишадам, признает перерождение и закон кармы. Отрицая 
душу как нерушимую целостность, буддизм с категоричностью утверждает 
неуничтожимость духовной энергии. Никакое ее проявление
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 240
 <<-