|
ционность к «брахманской Индии» делали их потенциальными
союзниками правителей древнеиндийских государств в борьбе с племенной
раздробленностью, которая поддерживалась идеологией брахманизма. Процесс
централизации в политической жизни Индии не случайно совпал по времени с
объединительными тенденциями в духовной жизни: на смену множеству отдельных
учителей приходит несколько школ, пользующихся общеиндийским признанием.
Некоторые школы не имели общеиндийокого значения, но все они оказали немалое
влияние на развитие идей и представлений как этой, так и последующих эпох.
Буддийская традиция называет имена шести «еретических» учителей, с которыми
буддисты воли жаркие споры. Среди них находятся и создатели двух важнейших
рсформациопных течений — джайнизма и адживикизма.
Джайнизм и его учение
Наиболее ранней неортодоксальной религией Индии явился джайнизм. Время
зарождения и имя создателя новои веры сохранила нам древняя традиция. Им
является Вардхамана, кшатрий из Видсхи (современный Бихар), живший в VI в, до н.
э. В возрасте 28 лет он покинул отчий дом, удалился в лес и предался аскетизму
и философским раздумьям (связь умерщвления плоти и выражаемой таким путем
отрешенности от обычных людских интересов и слабостей со способностью человека
к умственному сосредоточению представлялась древнему индийцу самоочевидной,
слова «аскет» и «мудрец» были для наго синонимами). После 12 лет подвижничества
у него выкристаллизовались положения нового учения. Впоследствии он
проповедовал в различных частях Индии и собрал вокруг себя множество учеников.
Вардхамана прожил более 80 лет; первоначально его учение утвердилось только в
Бихаре, где у него были влиятельные покровители, позднее очаги этого учения
возникли в самых отдаленных районах Индии. Основателя стали называть Махавира
(великий герой) или Джина (победитель); эти почетные титулы нередко прилагались
к особо почитаемым религиозным учителям (от последнего эпитета пошло и название
учения — джайнизм, т, е. связанное с Джиной). К непосредственным носителям
новой религии, которые вели монашеский образ жизни, прибавились многочисленные
миряне, т. е. светские ее приверженцы, не отказывавшиеся от имущества и семьи,
но соблюдавшие определенные, (выработанные джайнизмом ритуалы. С течением
времени джай низм превращается в существенный фактор не только культурной, но и
социальной жизни Индии.
(По убеждению самих джайпов (так именуют себя последователи Вардхаманы —
Джины), их учение зародилось еще в глубочайшей древности. Они приводят имена 24
своих учителей — так называемых тиртхапкаров (создателей пути), причем
Вардхамана только завершает этот описок. В действительности, однако, все
основные положения новой веры связаны с его именем (или относятся к еще более
позднему времени). Рассказы о тиртханкарах представляют собой смесь мифов,
легенд и воспоминаний об отдельных более ранних попытках религиозной реформации.
)
В раннеджайнских сочинениях излагается существо провозглашенного Джиной (и
развитого его ближайшими последователями) учения. Основой представлений о мире
служит здесь (как и в других современных ему системах) непосредственное,
чувственно получаемое знание о вещах; этот своеобразный реализм вообще присущ
большинству учений, создававшихся в древности (и не только в Индии). Джайнизм
не знает противопоставления материального и духовного; способность людей
чувствовать и мыслить — такое же естественное проявление жизни, как и процессы
в окружающей человека природе. На первый взгляд это положение можно считать
шагом к материализму, и отчасти такое истолкование правомерно, но именно
отчасти, так как джайнизм последовательно развивает обе заключенные в нем
возможности логической интерпретации: он не только «материалпзирует» духовное,
но и «одушевляет» материальное. Архаическое учение о душе доводится в нем до
своей крайней точки. Душа присутствует во всех вещах, ее имеют растения и даже
камни. Души существуют вечно и не были созданы богами.
Наравне с данными непосредственного опыта джайны признают реальность
категорий, порожденных мышлением Вед и Упанмшад: так, они верят в перерождение
и в закон кармы, определяющей новое воплощение существа в соответствии с его
прошлыми деяниями.
Признаваемая джайнизмом всеобщая одушевленность природы как нельзя лучше
уживается с этим воззрением, всякая грань между различными видами существ
исчезает: человек может обратиться в камень, а камень — в конце концов
подняться до человеческой природы. Закон кармы определяет положение души,
которая может попасть в животное, человеческое, божественное или адское
состояние.
Подобно большинству древнеиндийских учений, джайнизм считает своей основной
целью не познание, как таковое, а выработку предписаний и норм, которые помогли
бы человеку в практическом осуществлении религиозного идеала. Как и в
Упанишадах, джайнизм видит его в «окончательном освобождении», т. е. в
преодолении всех страстей и привязанностей и растворении существа в безличном
вселенском целом. Когда это состояние достигнуто человеком, он выходит из
подчинения всем естественным законам существования и никогда вновь более не
возродится. «Освобожденный» выше всего в мнре, он превосходит даже богов, так
как они также подвластны закону кармы. Люди, и особенно архаты (т. е. достигшие
полной святости), стоят более высоко, чем боги, потому что боги не могут
достигнуть состояния архатства. Чтобы освободиться, богу нужно возродиться
среди людей, в мире людском. Путь к освобождению состоит в необыкновенно
суровом аскетизме, воздержании, умерщвлении плоти.
Единственный значительный раскол в истории джайнской веры был связан как раз
с аскетической практикой: шветам-бары (одетые в белое) подверглись осуждению со
стороны наиболее ортодоксаль
|
|