Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Азии :: История Индии :: Антонова К.А., Бонгард-Левин Г.М., Котовский Г.Г. - История Индии
<<-[Весь Текст]
Страница: из 240
 <<-
 
греческим. Надписи II в. до н. э. свидетельствуют о 
существовании в ото время нескольких вариантов брахми. В буддийском сочинении 
«Лалитавистара», повествующем а жизни Будды и относящемся к началу пашей эры, 
упоминается о 64 вариантах письменности — местных индийских и иноземных. Эдикты 
Ашоки адресовались не только государственным чиновникам, но и простым людям — 
представителям различных социальных групп, которые должны были уметь читать эти 
указы. Среди надписей II—I вв. до н. э, значительное число имеет посвятительный 
характер — это своего рода регистрации даров буддийской общине. Эти надписи 
делались от имени торговцев, буддийских монахов, ремесленников и т. д. Все это 
позволяет говорить о широком знакомстве с письменностью древних индийцев в 
III—I вв. до н. э. При этом следует иметь в виду, что система образования в 
древней Индии была основана на устной традиции, на заучивании священных текстов,
 которые передавались из поколения в поколение. 
      Рост научных знаний
   Магадхско-маурийокий период был ознаменован ростом научных знаний. К этому 
времени относится создание многих научных трактатов по астрономии, математике, 
медицине, грамматике, которые, однако, были записаны позже. Складывается и 
огромная по объему религиозная литература буддизма и джайнизма, К V—IV вв. до н.
 э. современные ученые относят жизнь и творчество великою индийского грамматика 
Панины, который составил подробную грамматику санскрита. Его труд назывался 
«Аштадхьяи» («Восьмикнижие»), Методика анализа языкового материала стояла на 
очень высоком уровне. Панини опирался на работы предшественников, упоминая в 
своем труде их имена. Труд Панини стал своего рода эталоном последующих 
грамматик санскрита, объектом пристального анализа и подробного комментирования.
 В IV в. до н. э. его комментировал Катьяяна. Во II в. до п. у. Патан д-жали 
создал новую грамматику санскрита. Эти ученые знали п о местных диалектах. 
   В магадхско-маурийскую эпоху широкое распространение получили пракриты, на 
которых были написаны эдикты Ашо-ки и сделаны другие надписи. Уже в это время 
существовало несколько диалектов. На одном из пракритов — пали до нас дошел 
буддийский канон, который был по традиции записан на Цейлоне в 80 т. до н. э. В 
грамматическом труде Патанджали упоминается о сочинениях на прагоритах. В этот 
(период уже существовали поэтические тексты, известные в индийской ли-торатуре 
как кавья, некоторые санскритские сочинения по политике и морали (шастры). 
   Материалы трудов Панини и Паганджали позволяют говорить о существовании и 
драматургических произведений. В грамматике Патанджали упоминается об актерах, 
сцепе, музыкальных инструментах и т. д. 
      Архитектура и скульптура
   Большинство архитектурных сооружений магадхско-маурийской эпохи было 
постpoено из дерева, и поэтому до настоящего времени сохранились лить остатки 
этих строений. Вместе с тем в практику строительства постепенно вхоттил и 
камень. Раскопки па мосте древней Паталмпутры вскрыли остатки царского дворца и 
зала «ста колонн». Наряду со сшетокой архитектурой большой интерес представляют 
релшиозные сооружения, и прежде всего 'буддийские ступы в Санчи и Бхархуте, 
относящиеся примерно >к III—II ив. до н. э. 
   В мауриискую эпоху складываются локальные школы скульптуры, среди которых 
наиболее значительны северозападная с центром в Таксиле и восточная с центром в 
Тоса-ли. Высоким искусством отличаются скульптурные капители колонн, на которых 
были выбиты указы Ашоки. Определенное шгиягаие на культуру маурийской опохи, 
особенно северо-западных областей, оказала ахсмеввдокая культура, по в целом 
древнеиндийская культура этого периода была глубоко национальной т самобытной, 
-выросшей на основе ювоих местных традиций. 
      Политические идеи
   Вторая половина первого тысячелетия до н. э. была чрезвычайно важным этапом 
в развитии политической организации и государственности древней Индии. Этот 
период связан с образованием первых крупных государств в долине Ганга, а затем 
и объединенной империи. Разрабатываются принципы управления, теории 
государственной власти, появляются политические школы и политические трактаты. 
Наибольший интерес представляет трактат «Артхашастра», авторство которого 
индийская традиция приписывает Каутилье — главному сановнику маурийского царя 
Чандрагупты. В целом это политическое сочинение, как уже отмечалось, сложилось, 
очевидно, на рубеже нашей эры, по изложенные в нем идеи и принципы 
государственной политики являлись отражением и маурийской эпохи. 
   Для магадхско-маурийского периода наряду с монархиями было характерно 
существование и республиканских государств, хотя монархия была наиболее 
распространенной формой государственной власти. Сами древние индийцы считали, 
что государство не всегда существовало, оно возникло (с помощью богов) для 
воцарения законности и порядка среди людей, так как сильные из них, как рыбы, 
сталп пожирать слабых. Кау-тилья, автор «Артхашастры», считал одной из 
важнейших задач государства защиту сословного порядка — системы четырех варн. 
Царю надлежало защищать своих подданных, и поэтому ему следовало применять 
наказание. Даже сама наука о государственном управлении называлась наукой о 
наказании. Каутилья приводит мнение древних авторитетов о том, что наказание — 
лучшее средство управлять людьми. 
   Древние политики считали, что наиболее опасной считается внутренняя смута, и 
Каутилья, обращаясь к царю, прямо заявлял, что внутренняя смута страшнее 
внешней, так как она создает общий дух недоверия даже среди царского двора н 
его приближенных. Особое внимание уделялось секретной службе, надзору и 
применению тайных средств в политике. Каутилья советовал царю подкупа
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 240
 <<-