Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Азии :: История Индии :: Антонова К.А., Бонгард-Левин Г.М., Котовский Г.Г. - История Индии
<<-[Весь Текст]
Страница: из 240
 <<-
 
нонравных свободных жителей. При принятии решений основывались на мнении 
большинства. От состава и роли ганы как высшего органа власти в значительной 
степени зависел общий характер этих республиканских государств. Там, где 
народное собрание сохраняло ведущую роль, состояло из полнонравных жителей, 
республику можно охарактеризовать как демократическую, хотя и здесь все большую 
роль начинает играть совет знати. Некоторые объединения представляли собой 
переходную форму от демократической к аристократической республике. Там же, где 
народное собрание уже утратило свое первенствующее значение и фактическая 
власть сосредоточилась в руках аристократического совета кшатриев, такие 
республики являлись аристократическими. 
      Власть кшатриев и социальная структура
   В ганах и сангхах кшатрии были госпоствующей прослойкой, отграниченной от 
всего остального населения. Поэтому многие немонархические объединения 
назывались кшатрийскими. Особым положением в аристократических республиках 
пользовались наиболее богатые и влиятельные кшатрии, носившие титул «раджа». 
Для получения отою титула нужно было пройти особый обряд посвящения в священном 
водоеме. За незаконное совершение обряда даже кшатрия ждала смертная казнь. 
   Кшатрии, имевшие титул «раджа», заседали в специальном зале — сантхагаре и 
обсуждали важнейшие вопросы управления. Представителям других варн, даже 
брахманам, не разрешалось присутствовать на этих заседаниях. Можно предположить,
 что в некоторых республиках обсуждение вопросов шло сначала в народном 
собрании, а затем совет раджей выносил окончательное решение. Но 
взаимоотношения между этими двумя институтами зависели целиком от характера 
республиканской власти. Из кшатриев назначались, очевидно, и должностные лица — 
предводители армий, чиновники, судьи и т. д. 
   В социальной структуре ган и сангх, даже наиболее развитых, еще были весьма 
сильны пережитки родо-племенных отношений. Сохранялось, например, влияние тотры 
(рода), хотя основным делением становится кула (семья). 
   Значительным своеобразием в ганах и сангхах отличалась сословно-кастовая 
организацпя. Здесь кшатрии были отделены от всего остального пассления, и даже 
брахманы могли достичь равного с ними положения лишь в исключительных случаях. 
Если в монархиях большими земельными поместьями владели преимущественно 
брахманы, то в peсnyбликах крупными земельными собственниками являлись кшатрии, 
Они же сосредоточивали в своих руках и политическую власть. Здесь брахманы не 
могли, как в монархиях, претендовать на верховенство и часто вынуждены были 
занимать положение, близкое к привилегированной группе вайшьев. Несмотря на 
определенную специфику варновой структуры, а республиках, как я в монархиях, 
самой угнетенной варной были шудры. Таким образом, форма политической власти не 
определяла сословной структуры общества. 
   Особенности политической организации ган и сангх, где по сравнению с 
монархией более широкие слои населения были вовлечены в политическую жизнь, 
делали эти объединения прочными. Автор «Артхашастры» считал, что сангхи 
неодолимы именно благодаря своей сплоченности. Однако, несмотря на определенный 
демократизм, республики являлись обществом с резко выраженными классовыми, 
имущественными и сословными противоречиями. В источниках говорится о 
(столкновениях между главными, т. е. кшатриями, и простыми членами ган и сангх. 
«Махабхарата» называет внутренние разногласия главным врагом ган и сангх. В 
буддийском каноническом сочинении сохранилось даже упоминание об открытом 
выступлении рабов в республике Шакьев. 
   Древнеиндийские республики пережили эпоху Маурьев и просуществовали вплоть 
до эпохи Гуптов, когда постепенно они стали терять свою самостоятельность и 
были покорены монархическими государствами. Изучение республик древней Индии 
показывает неправомерность противопоставления политических систем древней Индии 
и Средиземноморья. В Индии, как и в зоне античной цивилизации, шел сходный 
процесс развития общества от бесклассового к государству, и в зависимости от 
целого ряда условий государства могли принимать либо монархическую, либо 
республиканскую форму правления. 
Культура эпохи Маурьев
      Распространение писменности
   Магадхско-маурийский период был пе-риодом высокого развития культуры. Судя 
по надписям Ашоки, обнаруженным во многих районах Индии, а также на территории 
современного Афганистана, письменность начиная уже с III в. до п. э. получила 
довольно широкое распространение. Однако она, безусловно, существовала и за 
несколько столетий до этого. Во многих буддийских сочинениях рассказывается об 
обмене письмами, о записях царских указов, о писцах и изучении в школах 
искусства письма наряду с арифметикой. 
   В грамматике Панини встречаются специальные термины для обозначения письма, 
писцов, упоминается о греческом письме. Надписи Ашоки были написаны письмом 
брахми, арамейским, греческим и письмом кхароштхи, возникшим из арамейского под 
влиянием брахми. Большинство же надлис-ей было выполнено письмом брахми. 
Согласно сообщению Неарха, древн-ие индийцы в период похода Александра в Индию 
гшса-ли на хлопчатобумажной ткани. Можно предполагать, что самым 
распространенным материалом для письма служили пальмовые листья, но из-за 
влажною климата эти письменные памятники до настоящего времени не сохранились. 
Единственные свидетели письменного искусства той эпохи — (выбитые на скалах, 
(колоннах и лещсрах эдикты Атноки. К III в. до н. е. брахми было уже 
сложившейся системой письма, прошедшей длительное развитие. 
   Среди ученых до сих лор дет единого мнения о происхождении письма брахми. 
Его связывали с письмом Харап-покой цивилизации, с семитским письмом, с 
южиоарабским и даже
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 240
 <<-