Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Азии :: История Индии :: Антонова К.А., Бонгард-Левин Г.М., Котовский Г.Г. - История Индии
<<-[Весь Текст]
Страница: из 240
 <<-
 
родаже жен, их проигрыше. 
   Положение женщины было очень тяжелым. «В детстве ей полагается быть под 
властью отца, в молодости — мужа, после смерти мужа — под властью сыновей» — 
так говорят о женской доле «Законы Ману». Жене полагалось до смерти быть 
терпеливой и строго соблюдать свои обязанности. «Законы Ману» прямо требуют от 
жены почитать своего мужа, как бога, даже если он лишен добродетелей. Лишь муж 
мог развестись с женой. Жена же не могла покинуть семью, даже если муж ее 
продал или оставил. Она продолжала считаться его женой. За измену жене 
полагались страшные кары, в том числе и смерть. Мужчина мог иметь несколько жен,
 и это не считалось греховным поступком. Согласно традиции, жена должна была 
принадлежать к той же варне, что и муж. Мужчинам разрешалось в исключительных 
случаях вступать в брак с женщинами из более низкой варны, но женщине из высшей 
варны вступать в брак с мужчиной низшей группы запрещалось. Особенно серьезным 
грехом считалась женитьба брахмана на шудрянке. По «Законам Ману» такой брахман 
после смерти попадал в ад, а если у них рождался сын, он лишался брах-манства. 
Всесильной была власть отца над своими детьми. В брахманских статусах прямо 
говорится о том, что отец мог подарить своих детей. 
   В брахманских шастрах упоминается о восьми формах брака, но, насколько все 
они были распространены в действительности, оказать трудно. Этими формами были 
дарение дочери (брак брахмана), дарение дочери жрецу (брак дайва), покупка 
невесты за корову или быка (брак арта), женитьба на равных условиях (брак 
праджапатья), покупка невесты по договору о выкупе (брак асура), похищение 
невесты (брак ракшаса), захват женщины силой, когда она находится в состоянии 
сна (брак пайшача), добровольный союз (брак гандхарва). 
   Судя по более поздним источникам, в течение очень долгого времени в 
семейно-брачных отношениях сохранялась весьма архаичные пережитки и обычаи. Так,
 по брахманским «законам» — шастрам, если умирал муж, не имевший детей, его 
жена должна была в случае требований родичей мужа иметь потомство от брата мужа 
или его близкого родственника. 
   Эти правила исходили из старых норм, связанных с принципом сохранения 
родового имущества. Не допускались браки между кровными родственниками вплоть 
до седьмого колена. 
Республики древней Индии
      Ганы и сангхи
   В Древней Индии махадхско-мау-рийского периода, как мы видели, немалую роль 
играли республиканские объединения, обозначаемые в индийских источниках 
терминами «гана» и «сангха». Они вели упорную борьбу с монархиями и не раз 
одерживали внушительные победы Среди «великих стран» буддийские источники 
упоминали и некоторые республиканские государства. 
   Термин «гана» очень широк по значению. В ведийскую эпоху им обозначали 
племенные образования, затем под га-нами и сангхами понимали объединения 
немонархического типа, стоящие па разной ступени развития Уже в грамматике 
Панини (V—IV в. до н. э.) упоминалось несколько разрядов сангх: «сангхи, 
живущие оружием», — военные объединения и сангхи, где процесс развития 
государственности зашел уже очень далеко. В различных буддийских сочинениях 
выделяются два типа государств — монархии под властью одного пра-в'ителя и 
страны под властью ганы. Если у первых вся полпота власти находилась в руках 
одного человека, то в ганах, говорится в одном из текстов, даже решение 10 
может быть пересмотрено 20, т. е. зависит от мнения большинства. Примечательно, 
чго древние индийцы не считали (власть гаиы правлением, где лишь (Временно 
отсутствует единодравитель. Более того, они сопоставляли обе формы власти — 
монархию и республику, отмечая, что в своих странах соответственно и царь, и 
гана как высший орган власти обладают исключительными полномочиями. 
   О существовании немонархических объединений было известно и античным авторам 
— участникам похода Александра и послу Мегаофену. Объединения, которые н 
индийских источниках включаются в группу ган и сангх, они называли автономными 
и независимыми, где нет власти царя, а выбирается предводитель. 
   И античные и индийские источники рисуют эти немонархические объединения как 
процветающие страны, с налаженной системой управления, с высоким уровнем 
культуры. 
      Система управления
   Самые развитые из ган и сапгх к эпохе Маурьев уже представляли слои 
государства, где не было единодержавной власти царя, т. е. они являлись 
республиками, хотя формы республиканского правления в них были неодинаковы. 
Общим в этих республиках было отсутствие наследственного правителя с 
единодержавной властью. Глава обычно выбирался (или назначался) такой, а в 
необходимых случаях мог быть ею и смещен. В буддийском сочинении «Чиваравасту» 
сохранилось очень интересное описание ганы Личчхавов — одного из сильнейших 
республиканских государств Северной Индии. В нем рассказывается о процедуре 
выбора главы гапы после смерти предводителя. Основным условием были заслуги 
кандидата. Гана назначала своего, по ее мнению, уважаемого кандидата, заявляя 
при этом, что она оставляет за собой право смещения его, если он не будет 
согласовывать с ней свои действия. Глава ганы обладал в основном исполнительной 
властью, законодательная же оставалась у ганы как высшего органа власти (под 
ганой понималась, таким образом, и страна с немонархическим правлением, и 
высший оргап власти государства). 
   Гана принимала основные решения, которые имели форму обязательных 
постановлений для всех жителей, в том числе и для самых влиятельных. Кто 
осмеливался нарушить эти законы, подвергался наказанию, на него накладывали 
большой штраф. Иногда виновника ждала и смертная казнь. Гана сама назначала 
должностных лиц, которые рассматривались как ее представители. 
   В некоторых республиках гапа являлась своего рода народным собранием всех 
по
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 240
 <<-