|
орые оставались поело обора урожая.
По своей варновой принадлежности наемные работники в основном относились к
шудрам, но, возможно, среди них были разорившиеся свободные общинники и
ремесленники, которые щежали к вайшьям.
Сословно-кастовый строй
В магадхско-маурииский период сословно-кастовый строй уже не только сложился,
по был одним из важнейших факторов в структуре общества. Деление на варны
существовало наряду с основным делением на классы.
В «Маджхима-никае» — части буддийского канона — Индия сравнивается с
соседними областями, в том числе с областями, населенными греками и камбоджцами,
жившими на территории Арахосии. В этих странах, говорится в тексте, существует
деление на свободных и рабов, в Индии же кроме этого общество подразделяется
еще на четыре варны.
Действительно, многочисленные данные источников показывают, что
принадлежность к варне в немалой степени определяла место свободного индийца в
обществе. Однако в этот период все большее значение приобретало не
происхождение, а имущественное положение. Источники подчеркивают, что богатство
приносит человеку славу и уважение.
Брахманские и буддийские тексты по-разному представляют общую схему
варнового деления: в брахманских сочинениях на первом месте стоят брахманы, а
затем кшатрии, в буддийских же — брахманы следуют за кшатриями. Возможно, что в
буддийских текстах нашли отражение пс только буддийский взгляд на систему варн,
но и те изменения, которые произошли в положении сословий.
Для характеристики варн в маурийскую эпоху немалый интерес представляют
свидетельства Мегасфена, лично наблюдавшего сословную систему и взаимоотношения
представителей разных варн друг с другом. Метасфен подразделял все население
Индии на семь групп (частей): мудрецы (философы), земледельцы, пастухи и
охотники, ремесленники и торговцы, щоины, надсмотрщики и высшие чиновники. В
оанову своего деления Мегасфен положил профессиональный признак, хотя в его
схему вошли представители всех четырех варн. Первыми в списке Метасфена стоят,
как и в брахманских текстах, брахманы, что свидетельствует об отражении им
брахманской традиции.
В магадхско-маурийокую эпоху брахманы сохранили свое высокое положение.
Особенно сильным было их влияние в идеологической сфере и в культе. Брахманы
занимали посты главных советников при царских дворах, в суде. Многие брахманы
были очень богаты, владели крупными земельными поместьями. Довольно сильными
были позиции брахманов в Мага дхе и Косале, так как здесь они имели
значительные земельные владения.
Вместе с тем новые условия оказали влияние на положение брахманов в общей
структуре сословной организации. Брахманы вынуждены были менять свои
традиционные обязанности и, следовательно, расстаться с некоторыми привилегиями.
В источниках говорится уже о брахманах земледельцах, торговцах, ремесленниках,
слугах. Показательно, что если в более ранних брахманских источниках брахману
разрешалось заниматься земледелием и торговлей лишь в исключительных случаях,
то теперь брахмаиские законы допускают возможность следовать занятиям других
варн — кшатриев и вайшьев. Буддийские источники упоминают даже о (брахманах
слугах, дровосеках, пастухах, бедных земледельцах, очевидно вследствие тяжелого
финансового положения вынужденных заниматься трудом, который сами они считали
для брахманов недостойным: в этих случаях брахманы лишались такой важной
привилегии, как освобождение от налогов.
Политическая власть была в руках кшатриев, которые особенно сильно свое
влияние при создании сильной империи Маурьев. Цари, как правило, были из
кшатриев, в их руках находилась армия. Особенно значительной была власть
кшатриев в республиках. В магадхско-маурийскую эпоху кшатрии получили и большие
экономические привилегии: многие из них стали владельцами крупных поместий.
Если раньше власть брахманов в идеологической сфере была неограниченной, то в
рассматриваемый период кшатрии стали претендовать на самостоятельную роль в
идеологии.
Политические деятели древней Индии выступали за союз кшатриев с брахманами.
Автор «Артхашастры» писал о том, что «власть кшатриев, управляемая брахманством,
непобедима и побеждает навсегда» Во многих источниках две первые вар-ны
противопоставляются двум низшим Появляется даже тенденция рассматривать вайшьев
п шудр вместе. В то же время разбогатевшие вайшьи по своему положению стали
приближаться к высшим варнам, а обедневшие фактически опустились до статуса
шудр Эти процессы имели место в связи с развитием торговли и ремесла Главным
занятием вайшьев было земледелие, ремесло, торговля. Это было основное податное
сословие, но среди богатых вайшьей были крупные торговцы — сеттхи, ростовщики,
владельцы земельных угодий В магадх-ско-маурийскую эnoxy, однако, падает
политическая роль вайшьев, они фактически теряют право на владение оружием.
Положение шудр в этот период существенно не изменилось, и лишь немногим из
них удалось разбогатеть па торговле и ремесле, что меняло их статус в обществе.
Такова была картина сословной организации в монархиях древней Индии во
второй половине первого тысячелетия до н. э. Несколько другой предстает перед
нами структура сословной организации в республиканских государствах этого
периода (см раздел о республиках).
Семья и формы брака
В магадхско-маурийскую эпоху основной формой семьи была большая
патриархальная семья. В ряде областеи кроме моногамного брака существовали и
более архаичные формы брачных отношений. Главой семьи считался муж. Постепенно
меняется положение женщины, которая становится полностью зависимой от своего
супруга и сыновей. Брак превращается в своего рода имущественную сделку Мужчина
как бы покупал себе жену, она становилась его собственностью В источниках
встречаются упоминания о
|
|