|
ства уделял автор «Артхашастры» Каутилья. Он
четко различал пожизненных и временных рабов и устанавливал все возможные
случаи, ограничивавшие попадание свободных арией в рабское состояние. По
«Артхашастре» полагался даже штраф с владельца, если он не освобождал
временного раба за установленный выкуп. Потомков от временных рабов
«Артхашастра» не считает рабами. Это положенно отличалось от норм,
зарегистрированных в более ранних текстах, когда потомство рабыни попадало в
разряд рабов. Каутилья выступал защитником интересов тех прсдставителей высших
варн, которые случайно попали в рабскую зависимость. Он запрещал поручать
грязную работу временному рабу (в более поздних, шастрах это правило было
изменено). В «Артхашастре» рабу разрешалось иметь имущество, а поздние
брахманские шастры разработали правило, по которому раб не только не мог иметь
имущества, но и все заработанное им шло его хозяину.
«Артхашастра» отразила попытку государства упорядочить статус рабов и внести
определенную четкость в вопрос, который приобрел важное зпачение в тот период.
Одним из самых существенных вопросов при исследовании места рабства в общей
структуре общества является вопрос о роли рабского труда в производстве, в
основных сферах хозяйственной деятельности.
Из источников известно о применении труда рабов в сельском хозяйстве. Рабы
использовались в царских поместьях, где, говоря словами «Артхашастры», посевы
должны были производиться трудом рабов, наемных работников и «отрабатывающих
штраф». Рабы были заняты в крупных частных хозяйствах. Они пахали землю, сеяли
п убирали урожай. В джатаках упоминается о грабах, которые вместе с наемными
работниками вырубали леса, очищая участки для посева. У собственников небольших
земельных участков тоже могли быть рабы, но их число было, конечно, невелико. В
джатаках чаще всего описывается семья, в которой были один раб или одна рабыня.
Рабы не могли стать членами общины, но сангха имела работников, бывших
фактически ,на положении рабов, -которые обрабатывали монастырские поля и
выполняли различные работы. Рабский труд применялся и в ремесле, хотя данные об
этом малочисленны.
Для древнеиндийского рабства были характерны некоторые специфические черты,
прежде всего незрелость, патриархальность. Рабский труд был очень близок к
труду свободных наемных работников. Показательно, что во многих источниках о
труде рабов упоминается наравне с трудом наемных работников. «Артхашастгра»
даже объединяет в одну группу положения о статусе рабов и кармакар (наемных
работашкол).
Другой особенностью рабства было широкое использование рабского труда в
домашнем хозяйстве, составлявшем важную основу жизни древних индийцев. В
источниках часто встречается специальный термин для характеристики домашних
рабов — «гхара-даса», «гриха-даса», «геха-даса (даси)». Использование труда
рабов в домашнем хозяйстве приводило к .определенной патриархальности
взаимоотношений хозяина и раба, создавало представление о крайне мягком
характере рабства в целом. Возможно, это явилось поводом для неточного
заявления Мегасфена о том, что «все индийцы свободны .и ни один индиец не
является рабом».
В целом древнеиндийское рабство хотя и обладало рядом особенностей
(патриархальность, близость рабского труда к труду свободных производителей,
наличие неразвитых экономических форм), в общей структуре общества
магадхоко-мау-рийской эпохи играло важную роль. В Магадхе, наиболее развитой
части страны, где находились огромные царские поместья и где велика была роль
крупных частных хозяйств, рабовладельческий уклад, очевидно, был ведущим в
сложной многоукладной структуре общества.
Хотя в основных сферах производства главную роль играл труд свободных
общинников, арендаторов и наемных работников, но рабство по сравнению с
первобытнообщинным строем было явлением прогрессивным, и оно, не составляя
основы хозяйства, оказывало большое воздействие на общество в целом. Рабство
являлось не единственной, но в то же время весьма важной формой эксплуатации. В
рассматриваемый период опо имело тенденцию к развитию.
Кармакары
В магадхско-маурийскую эпоху широко применялся труд свободных наемных
работников — кармакар. Кармакары использовались в различных сферах производства
— в сельском хозяйстве (в царских и частных поместьях, в общине), в ремесле, в
торговле. Особенно увеличивалось число кармакар в сезонное время, да период
посева и сбора урожая, когда не хватало рабочих рук. Кармакаpы были и в городах,
и в деревнях. Они, как правило, не имели средств производства и нанимались да
работу за опреде-ценную плату или за пищу.
Кармакары работали в царских хозяйствах и в частных земледельческих и
скотоводческих поместьях знати; к помощи наемных работников прибегали и общины.
Наемные работики трудились на обрабатываемых землях, занимались ирригационными
работами или пасли скот. Работавшим на царских землях кармакарам специальный
надзиратель выдавал орудия производства и рабочий скот.
Положение наемных работников было крайне тяжелым, но те, кто работал в
царских хозяйствах, обеспечивались лучше. Судя по «Артхашастре», кармакары,
работавшие на земледельческих работах, получали 1/10 долю урожая, в
скотоводстве —1/10 масла от молока коров, за которыми они ухаживали. Хотя
«Артхашастра» устанавливала определенные условия заключения договоров па
исполнение работ, фактически все-зависело от работодателя. Пища кармакар обычно
не отличалась от пищи рабов. Тяжелое положение заставляло их часто наниматься
на любых условиях. «Артхашастра» говорит о том,, что сельские работники
подбирали на полях злаки, ко
|
|