|
Обрабатываемая земля была разделена на участки,
принадлежавшие свободным членам общины — земледельцам. Кроме уплаты налога царю
отдельными собственниками участков община должна была впосить и общий налог,
собираемый, очевидно, с общественных земель.
Процесс имущественной дифференциации уже глубоко проник в общину: ларяду с
общинниками, которые работали сами на своих участках, выделилась общинная
верхушка, эксплуа-тировавшая и рабов, и наемных работников Некоторые общинники
разорялись, лишались земли и орудий труда и вынуждены были работать в качестве
арендаторов. Общинные низы составляли эксплуатируемую гpyппу. Они, как правило,
были лишены средств производства. Различным было и положение деревенских
ремесленников Некоторые работали самостоятельно, имея свои собственные
мастершие, другие нанимались на работу за определенную плату. Соединение
ремесла и земледелия, приводившее к системе натурального взаимного обслуживания,
составляло специфику древнеиндийской общины и было одной из причин ее
замкнутости и патриархальности.
Община еще сохраняла черты единою коллектива и общеобщинные традиции. В
буддийских источниках рассказывается о совместлом труде общинников ло расчястке
дорог, на строительстве водоемов Свободные общинники совместно проводили
празднества, в том числе религиозные. «Артхашастра» сообщает, что, если
кто-либо уклонялся от общественного мероприятия, на пего накладывали штраф
Община в целом могла вступать в контакты с другими общинами л с государственной
властью Община защищала нрава свободных общинников. «Община (как государство),
с одной стороны, есть взаимное отношение между этими свободными и равными
частными собственниками, их объединение против внешнего мира; в то же время она
их гарантия». Община была в определенном отношении самостоятельна в своих
внутренних делах. Свободные жители собирались на собрания и решали различные
вопросы управления, хотя все большее значение приобретали главы деревни.
Вначале глава общины выбирался на собрании общинников, затем утверждался
государственной властью, превращаясь постепенно в их представителя. Правом
голоса па собрании обладали лишь свободные общинники, а рабы, слуги и наемные
работники были лишены всяких политических нрав. В течение долгого времени
общины были изолированы друг от друга, оставались самодовлеющим институтом,
хотя постепенно эта ограниченность и замкнутость нарушались.
Рабство и его особенности
По сравнению с ведийским периодом рабство в магадхско-мауриискую эпоху
получило значительное развитие. Хотя источники этою времени не очень богаты
сведениями о рабах и применении рабского труда, в общих чертах можно
представить особенности древнеиндийского рабов ла тения и роль рабства в
структуре общества. К сожалению, в западноевропейской и индийской науке
уделялось не достаточно внимания рас-смотрению проблемы рабства в древней Индии,
но за последние годы положение изменилось, появились специальные работы по
этому важному вопросу (следует подчеркнуть ценность исследований советских
индологов, прежде всего Г. Ф. Ильина).
При изучении рабства даже в конкретный период древнеиндийской истории — во
второй половине первою тысячелетия до н. э. необходимо иметь в виду различный
уровень развития общественных отношений в разных частях огромной империи,
сложность и мозаичность социальных институтов, наличие неодинаковых темпов
развития и т. д. Большинство источников дает сведения о рабах и их
использовании в областях долины Ганга и на прилегающих к нему территориях.
Выводы, сделанные на основании этих данных, применимы в основном к Магадхе и
некоторым другим наиболее развитым районам.
В раннебуддийских сочинениях раб характеризовался как человек, зависимый от
другого. "Если человек является рабом, — говорит «Маджхима-никая», — то он не
хозяин самому себе, он подчинен другому, он не может идти куда желает". В
других текстах объясняется, что раб находится под властью другого и должен
действовать по желанию другого. Раб рассматривался как вещь и даже как одна из
разновидностей домашнею скота. В эпосе попавший в рабство человек назывался
домашним животным наряду с коровой, козой, овцой, лошадью и ослом. В
дхармасутрах устанавливались правила наследования рабов наряду с другим
имуществом умершего. Рабов, как скот и драгоценные металлы, распределяли среди
наследников.
Рабами владели различные категории населения Рабы были и в царском дворце, и
в домах зажиточных горожан, и в деревенских общинах. Раб не распоряжался сам
собой, его могли подарить, продать, заложить, протрать в кости. В буддийских
источниках нередко упоминается о ценах на рабов, которые были различны в
зависимости от здоровья раба и его квалификации В некоторых источниках рабы
назывались двуногими в отличие от четвероногих животных. Положение рабов было
нелегким. В буддийских текстах рассказывается о том как рабы работали под
страхом наказаний, подгоняемые ударами железных талон, некоторые были закованы
в кандалы. Их пища часто состояла, лишь из похлёбки.
Рабы подразделялись на несколько разрядов, по способу их приобретения. В
одной из самых первых классификаций перечисляется три вида рабов — родившийся в
доме, купленный и приведенный из другой страны (очевидно, военнопленный).
Постепенно этот список расширяется, появляются новые виды рабов. В «Законах
Ману» дается уже список из девяти разрядов рабов. Оформляются и правила
освобождения рабов. Хотя освобождение зависело от хозяина, при определенных
условиях и за определенную сумму рабы, особенно временные, могли кутить себе
свободу.
Большое внимание вопросам ра
|
|