|
рваведы» получили
отражение верования местных неарийских племен.
Самхиты представляют собой преимущественно собрания самых различных по
характеру текстов, но вместе с тем эти древние сборники могут рассматриваться и
как литературные произведения, отразившие длительную традицию устного народного
творчества. Авторами самхит считались святые мудрецы — риши, тексты заучивались
наизусть, их пели древние барды — сказители. Знаменательно, что даже древнейшие
гимны «Ригледы» составлены с соблюдением установленных правил метрики, которые
затем нашли применение и в более поздней поозии. На основе одного из
метрических размеров (апуштубха) затем появилась шлока — главная метрическая
форма древнеиндийских произведений.
Многие гимны настолько образно и поэтично описывают, например, природу и
человеческие переживания, что по праву могут рассматриваться как образцы поэзии.
С особым вдохновением были составлены гимны богине утренней зари Ушас. В целом
это была, конечно, религиозная литература, но тесно связанная с повседневной
жизнью и народными традициями, она часто как бы становилась светской поэзией.
Эта черта многих ведийских текстов отражала и специфику ведийской религии в
целом, антропоморфность многих представлений. Боги рассматривались как существа,
подобные людям, и :В гимнах, обращенных к богам, их авторы передавали свои
переживания, чувства, рассказывали о своих горестях и радостях.
В ведийской литературе и даже в «Ригведе» можно найти зачатки драматургии,
получившей особое развитие в последующие эпохи. Очень своеобразны так
называемые гимны-диалоги, которые встречаются в «Ригведе». Смысл этих гимнов
весьма сложен и часто непонятен, но можно предполагать, что онп являлись пе
просто культовыми обращениями к богам, а предназначались для театрализованных
представлений. Некоторые ригведийские легенды были использованы писателями
последующих эпох для_ создания драматических сочинений. Так, великий поэт Индии
Калидаса написал драму «Викраморваши» («Доблестью обретенная Урваши»), положив
в основу сюжета ведийскую легенду о любви юроя Пурураваса к небесной нимфе
Урваши.
Ряд гимнов ведийской литературы посвящен описанию борьбы добрых и злых сил,
могущественных богов с демонами, различных племен друг с другом. Особенно
впечатляюще выглядит рассказ о битве 10 царей, когда сильный правитель Судас
лишь с помощью бога Индры избежал поражения и переправился через бушующие
потоки реки Парушни. Исследователи справедливо видят уже в «Ригведе» первые
истоки того героического эпоса, который составляет характерную черту эпической
литературы. С литературоведческой точки зрения Брахманы но так интересны, как
самхиты, однако и в Брахманах наряду с прозаическим истолкованием ритуала
встречаются легенды и сказания, например индийский вариант о потопе.
В ведийскую литературу традиционно включались веданги, которые отражали
новый этап в развитии научных знаний. Традиция перечисляет шесть веданг: шикша
(учение о словах), вьякарана (учение о грамматике), нирукта (этимология),
кальпа (предписания об обрядах), чхандас (метрика) и джъотиша (астрономия). Все
эти тексты рассматривались как шрути (т. е. «услышанное») в отличие от более
поздней литературы смрити («запомненное»).
Эпическая литература
Самыми замечательными эпическими поэмами Древней Индии являются
«Махабхарата» и «Рамаяна», которые получили оформление много позднее, в IV в.
до н. э. — IV в. н. э., но основной сюжет этих поэм и многие рассказы, которые
вошли в них, безусловно, уже существовали в первой половине первого тысячелетия
до н. 9. Основное содержание «Махабхара-ты» сводится к описанию соперничества
между племенами Пандавов и Кауравов, которое заканчивается длившейся 18 дней
битвой на поле Курукшетра.
В «Рамаяне» рассказывается о походе на остров Лапкй системы поведения, характер и Цели которой имеют явную
религиозную окраску.
Можно сказать, что Упанишады в ряде мест значительно расходились с ведизмом
именно потому, что находили его учение недостаточно глубоким в религиозном
смысле. Они но-ино-му трактовали многие традиционные положения и предлагали
свои объяснения. Ведийский индиец чтил своих традиционных, наделенных вполне
земными чертами богов за то, что они даровали ему удачу в ответ на жертвы.
Упанишады учат другому. Личных божеств в сущности нет, как нет и личного,
ограниченного в пространстве и времени человека. Человек уподоблялся всем
остальным существам. Есть бесконечное круговращение бытия, каждый атом
заключает в себе и всю его неуничтожимую целостность. Круговорот жизни вечен, и
ему подвластно вю живое во Вселенной. Человек, единственный из всех «атомов»,
способен познать суаь этого процесса, а позже внутренне даже освободиться от
всяких оков жизни. Но все равно человек возвращается к земному существованию и
снова вступает в круг рождений.
Идеал Упанишад — отрешенный мудрец, не вмешивающийся в мирские дела,
равнодушный ко всем потрясениям и страстям мира, безразличный даже и к самой
религии. Познав свою собственную сопричастность всему, что совершается в мире,
и как бы отождествив себя с миром, что может он желать еще? Он выше стихии и
богов, он единственный, чье бытие также неизменно и неуничтожимо, как неизменен
и неуничто-жим сам мир или его постоянный (для Упанишад) философский символ —
Брахман.
Все сказанное рисует Упанишады как чисто умозрительную, оторванную от
реальной жизни систему, но в действительности религиозно-философские концепции
Упанишад оказали огромное влияние на все последующее культурное развитие Индии.
Разработанное в Упанишадах учение о карме составило одно из основных
положений индийских религий. Оно имело и определенное социальное звучание,
поскольку давало свое истолкование острой проблемы о причине человеческих
страданий и невзгод. Не боги, а человек был объявлен судьей своих дея
|
|