Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Азии :: История Индии :: Антонова К.А., Бонгард-Левин Г.М., Котовский Г.Г. - История Индии
<<-[Весь Текст]
Страница: из 240
 <<-
 
ий, 
человеческие страдания не признавались вечными. Некоторые из этих положений 
Упанишад были использованы затем в буддизме и джайнизме. Многие идеи Упанишад 
оказали существенное влияние на философов и писателей средневековья, на 
деятелей культуры новой и новейшей эпох не только в самой Индии, но и далеко за 
ее пределами. 
Индия в магадхско-маурийскую эпоху
   Началом нового периода в истории древней Индии — магадхско-маурийского, 
продолжавшегося в течение четырех столетий (вплоть до падения могущественной 
империи Маурьов и династий Шунгов и Канвов), исследователи обычно считают 
середину первого тысячелетия до ы. э. Его хронологические рамки значительно 
шире собственно династийной истории Маурьев, а по своему значению он занимает 
одно из ведущих мест в историко-культурном развитии страны. Маурийский период 
был отмечен созданием (впервые в истории Индии) объединенного государства, 
подъемом экономики, развитием культуры, распространением письменности. С эпохой 
Маурьев связаны укрепление и распространение буддизма, начало истории вишнуизма 
и шиваизма. Не случайно, что и в сегодняшней Индии эта эпоха рассматривается 
как особая неха в развитии культуры и сложении государствен-ности. Изображение 
капители колонны Ашоки и Сарпатха принято в качестве национального герба 
Индийской республики. 
   По сравнению с предыдущим периодом в магадхско-маурий-скую эпоху появляются 
датированные источники — эпиграфика (эдикты маурийского царя Ашоки) и 
письменные сочинения (например, записки селевкидского посла Мсгасфена, который 
находился при дворе царя Чандрагупты). Древнеиндийская традиция относит к 
периоду ранних Маурьев политический трактат «Артхашастру», авторство которого 
приписывается Кау тилье — советнику царя Чандрагуты. Новые исследования 
показывают, что в дошедшем до нас виде «Артхашастра» ело жилась примерно на 
рубеже пашей эры, но многие ее свидетельства, безусловно, отражают некоторые 
черты государственного строя предшествующего периода, в том числе и маурий-ской 
Индии. Особый интерес представляет сопоставление данных эпиграфики с 
письменными источниками. 
   В распоряжении исследователей магадхско-маурийской эпохи имеются сочинения 
буддийского канона на пали, в которых наряду с изложением вопросов доктрины и 
этики буддизма содержится важный материал по политической, социальной и 
культурной жизни древнеиндийского общества. В надписях Ашоки упоминаются 
названия некоторых сутр, входящих в па-лийский канон, что позволяет говорить о 
существовании этих текстов в тот период. Интересные материалы дает 
исследователям археология. 
      Этапы политической истории
      Возвышение Магадхи
   Политическая история Северной Индии в VI—IV вв. до н. э. насыщена многими 
яркими событиями. Это был период образования первых крупных государств, их 
усиления, борьбы за гегемонию. 
   Из письменных источников мы знаем о многочисленных войнах и столкновениях 
государств друг с другом, династических распрях и соперничестве, борьбе 
монархий с республиканскими объединениями. 
   Согласно раннебуддийским сочинениям, в середине VI в. до н. э. в Северной 
Индии существовало 16 махаджанапад («великих стран»). Приведенный список, 
конечно, не охватывал всех государств Северной Индии, а включал лишь самые 
крупные и сильные. В действительности число их значительно превышало указанную 
цифру. 
   Показательно, что индийская традиция помещала первые 14 из 16 «великих 
стран» в Срединной стране, что указывало на особую роль долины Ганга на 
политической карте Индии в VI—V вв. до н. э. Это свидетельствовало и о более 
быстрых темпах развития государственности в этой части Индии. 
   Ведущей силой па политической арене Северной Индии, центром, вокруг которого 
шло объединение североиндийских государств, стала Магадха. Впервые это название 
встречается в «Атхарваведе», но затем оно появляется в самых различных 
древнеиндийских источниках. 
   Древняя Магадха (па территории теперешнего Южного Бихара) занимала очень 
выгодное географическое, стратегическое и торговое положелие. В источниках 
сохранились свидетельства о плодородии магадхских земель, подвергавшихся 
тщательной обработке. Страна вела оживленную торговлю со многими областями 
Индии, была богата полезными ископаемыми, в частности металлами. Древнейшей 
столицей ее являлась Раджагриха (палийское название — Раджагаха, современное — 
Раджгпр). 
   Династическая история Магадхи мало известит. Некоторые сведения имеются об 
основателе династии Харьянки царе Бимбисаре (545/544—493 гг. до н. э.). который,
 согласно буддийским сочинениям, подчинил соседнее государство Апгу (на 
территории Западной Бенгалии). Это укрепило позиции Магадхи и положило начало 
ее завоевательной политике. Источники сообщают о связях Магадхи с государствами 
Западной и Северной Индии. 
   Бимбисара уделял большое внимание внутреннему укреплению государства, ввел 
строгий контроль за действиями государственных чиновников. При сыне Бимбисары 
Аджаташатру (493—461 гг. до н. э.) вспыхнула ожесточенная борьба с 
Пра-сенаджитом (палийское имя — Пасенади) — правителем Коша-лы, которое было 
одним из самых могущественных государств в долине Ганга. После длительного 
соперничества победа осталась за Магадхой. 
   Очень напряженной была борьба с республиканским объединением Личчхавов, 
живших к северу от Магадхи. Причиной столкновения явился захват Личчхавами 
порта на реке Ганг, которым стремилась овладеть и Магадха. В ожидании атаки 
Личчхавов царь Аджаташатру велел построить специальную крепость Паталигаму. 
Кроме того, он прибег к хитрости, направив в столицу Личчхавов — Вайшали своего 
чиновника, которому удалось вызвать раскол в стане врага. Судя по некоторым 
источникам, война Магадхи с Личчхавами продолжалась 16 лет, но в конце концов 
Магадха победила. 
   Джа
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 240
 <<-