Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Азии :: История Индии :: Антонова К.А., Бонгард-Левин Г.М., Котовский Г.Г. - История Индии
<<-[Весь Текст]
Страница: из 240
 <<-
 
   Индийцы ведийской эпохи поклонялись также различным духам, обожествляли 
растения, горы, реки. Почитание богов было неразрывно связано с культом 
жертвоприношения; обращенные к богам гимны составляли неотъемлемую часть культа,
 хотя многие из них и не носили ритуального и культового характера. Ритуальный 
аспект особенно ярко выражен в отношении Агни и Сомы. 
   Постепенно комплекс жертвоприношений усложнялся, что привело к выделению 
нескольких групп жрецов, совершавших различные культовые действия и ритуалы. 
Кроме специальных пышных церемоний индиец должен был в повседневной жизни 
совершать различные обряды, что составляло часть его дхармы — норм жизни и 
поведения Ритуальные обряды совершались при рождении детей, в случае смерти 
близких, при вступлении в брак. Большую роль играл культ предков. 
   Особое значение жертвоприношениям придавалось в поздних ведийских текстах — 
Брахманах. Ведийский бог Праджапати становится богом жертвы. Главной заслугой 
человека, мерилом его добродетельности стало жертвоприношение, которое 
считалось основой жизни и благодаря которому существуют якобы боги и люди. С 
помощью жертвоприношений и заклинаний даровалось бессмертие не только богам, но 
и людям: боги продолжали их род, приносили потомство и счастье. 
   Эту идею стремились закрепить жрецы-брахманы, которые будто бы сливались с 
богами во время ритуальных церемоний и были единственно способными правильно 
распределить жертву между богами. Судя по данным «Ригведы», церемония 
жертвоприношения проходила следующим образом. На особое возвышение клали 
жертвенную солому, как бы устраивая место для богов Затем разжигали жертвенный 
огонь и в него возливали сок растения сомы либо молоко, бросали зерна или 
приносили в жертву животных. 
   У ведийских племен первоначально храмов не было, но затем, возможно под 
влиянием местных религиозных верований, появились специальные сооружения для 
поклонений. 
   Среди исследователей нет единодушного мнения о том, существовали ли 
изображения богов в ведийскую эпоху. Некоторые отрывки ведийских текстов 
позволяют думать, что антропоморфные изображения богов тогда уже имелись. 
      Эпическая мифология
   Мифология, получившая отражение в эпических поэмах, в целом отлична от 
ведийской, хотя и обнаруживает определенное сходство с некоторыми 
представлениями этой более ранней эпохи. Как и в Ведах, в эпической мифологии 
ясно выражены политеизм и антропоморфность в изображении некоторых божеств, 
прослеживаются черты пантеизма. Но отдельные части общей мифологической системы 
в эпосе получают иной акцент и иное содержание. 
   В мифологической системе опоса выявляются две традиции — архаическая, 
которая тяготеет к представлениям ведийского и доведийского {индоиранского} 
периодов, и эпическая, которая отражает уже новые тенденции, связанные с 
выдвижением на первый план трех божеств — Вишпу, Шивы и Брахмы. Вторая традиция,
 собственно, и сближает эпическую мифологию с более поздним индуизмом. 
   Бот Вишну в эпосе, как и в Ведах, связан с Индрой и тоже совершает «три 
шага» по вселенной, однако в эпосе ведущая роль в этом «союзе» принадлежит 
Вишну. Эпический Вишну обладает исключительным могуществом: он охранитель, 
созидатель и разрушитель всего существующего, т. е. здесь Вишну сосредоточивает 
все три функции, которые позднее, в ипдуизме, разграничены между триадой богов 
— Вишпу, Шивой и Брахмой. 
   Показательно, что такими же, как у Вишну, функциями обладает и Брахма. Этот 
синкретизм в характеристике главных богов свидетельствует о том, что в эпосе 
еще пе было четкого разграничения функций и понятие «единой триады» боюй еще не 
сложилось. 
   В эпосе впервые появляется бог войны — Сканда. Интересна трансформация 
образов Индры и Варуны. В Водах Ипдра занимал ведущее место в пантеоне. В эпосе 
он уступает свое могущество главного воителя богу Оканде. Бог Варуна из 
хранителя миропорядка (риты) становится второстепенным божеством. 
   Сложность мифологической системы эпоса объясняется, очевидно, и 
многоплановостью содержания самих эпических поэм, где наряду с довольно 
архаичными соседствуют тексты, значительно более поздние по времени. Это очень 
ясно прослеживается па образе Рамы. В ранних частях «Рамаяны» Рама рисуется 
человеком, лишенным божественных атрибутов, а в более поздних частях поэмы он 
уже воплощение бога Вишну. 
   Интересен и образ Кришны, который описывается не только как вождь племени и 
друг панданов, по и как одно из воплощений Вишну, как «высшее бытие» и как, 
наконец, «бог — основа всего мира». Очевидно, оти трансформации в описании 
эпических персонажей отражали новые явления в идеологической жизни — появление 
и распространение вишнуизма, который начинает складываться во второй половине 
первого тысячелетия до н. э. 
      Ведийская литература
   Веды являются древнейшими памятниками Индии, хотя ведийская литература очень 
обширна по содержанию и включает тексты разных исторических периодов. Вслед за 
древней традицией в ней принято выделять несколько групп текстов. Прежде всего 
это сборники гимнов — самхиты: «Ригведа» (собрание гимнов), «Самаведа» 
{собрание песнопений), «Яджурведа» (собрание жертвенных формул) и «Атхарваведа» 
(собрание магических заклинаний и формул). Затем следуют Брахманы — толкования 
ритуальных текстов самхит, Арапьякй (лесные книги) — тексты для отшельников и 
Упанишады — религиозно-философские трактаты. 
   Древнейшим сочинением является «Ригведа», которая была оформлена в конце 
второго — начале первого тысячелетия до н. у. Этот сборник состоит [из 1028 
гимнов, разных по содержанию. В пего включены космогонические и свадебные аимпы.
 В более поздний период получила оформление «Атхарваведа», сложившаяся, 
очевидно, уже в среде ведийских племен Восточной Индии (хотя в этом собрании 
сохранились н очень древние тексты). В ряде гимнов «Атх
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 240
 <<-