|
вается и у ряда других
индоевропейских народов.
Наряду с очень древними богами, которых можно сопоставить с индоевропейскими
и индоиранскими мифологическими представлениями (некоторые ведийские боги
находят, например, прямые соответствия с греческими богами), в ведийском
пантеоне имеются боги собственно индийские. Их культ гго-явился и период
расселения ведийских ариев по Индии.
Одним из наиболее популярных богов, с которым связывались важные явления
природы, был Индра. Ему посвящено 250 гимнов «Ригведы» (почти одна четвертая
часть всех гимнов этого собрапия).
Икдра рисуется титаническим существам, богом грозы, легко убивающим молниями
тысячи врагов. Этот смелый воитель побеждает змея-великана Вритру, который
преграждал собой водные потоки. Индра выполняет различные функции и
присутствует в разных мифологических сюжетах, что отражает общую
антропоморфность его облика.
Бог Варуна владел всем небосводом и объезжал его на колеснице. Он защитник
мирового порядка (риты) и поэтому определяет движение светил и деяния людей. Он
поддерживает землю, небеса и воздушное пространство, регулирует смену времен
года. Варуна жестоко расправляется с грешниками, но прощает невинных и
покаявшихся. Он даже определяет моральные нормы для богов. В его образе можно
усмотреть этические аспекты, получившие особое развитие в более поздних
религиозно-философских системах Древней Индии.
Интересен и своеобразен бог грозы и бури Рудра, которого в противоположность
другим богам наделяли отрицательными качествами. В ритуале «Ригведы» Рудре
отведено второстепенное место. Лишь только то, что не берут боги из приносимых
жертв, может получить бог Рудра. Некоторые исследователи полагают, что образ
Рудры был взят ариями у местных племен, чем будто бы и объясняется специфика
его положения в ведийском пантеоне. Позднее небесный врачеватель Рудра
становится одним из самых популярных богов — богом Шивой.
Ведийским племенам был известен и бог Вишну. В «Ригведе» ему посвящено
только шесть гимнов, в которых рассказывается, как Вишну тремя шагами пересек
весь мир. Эта легенда получила особое развитие в индуизме, где Вишну становится
одним из главных боюв.
Заметное место в ведийском пантеоне занимали Агни и Сома. Агни был основой
культа, только с его помощью люди посылали богам свои дары. Жертвенный костер
рассматривался как источник бессмертия богов. В гимнах подчеркивается, что
благодаря Агни боги достигли бессмертия. Он тем самым как бы связывал богов и
людей. Недаром Агни назван вестником, послом. Культ Агни восходил, очевидно, к
очень древнему представлению об огне как основе благополучия домашнего очага.
Неслучайно он называется в «Ригведе» хранителем дома.
120 гимнов «Ригведы» обращены к Соме — богу священного опьяняющего напитка.
Как и Агни, Сома тоже был основой бессмертия боюв. Боги стремились испить этот
бессмертный напиток. Его лили также и люди, как бы соединяясь с богами в единое
целое.
Кроме добродетельных богов индийцы ведийской опохи верили в существование
злых духов и демонов — ракшасов, а также асуров — врагов богов.
В поздневедиискую эпоху оформилась группа «абстрактных» божеств. В неё вошли
божества, функции которых были неопределенны и не увязывались с трехчленной
моделью мира: бог речи Вач, бог веры Шраддха и др. Выделение этой группы
явилось результатом дальнейшего развития идеи пантеизма, засвидетельствованной
еще в «Ригведе», но получившей наибольшее значение в поздневедийской и
эпической мифологии. Трехчленная модель мира не была единственной моделью в
общей мифологической системе «Ригведы», но она, хотя и очень условно, дает
возможность установить определенную классификацию ведийской мифологии.
Характерной чертой ведийского пантеона было отсутствие строгой
индивидуализации богов и распределения их функций.
Обожествление сил природы проявлялось в ведийских гимнах в основном в
антропоморфном виде, что приводило к определенному синкретизму в описании богов.
К тому же одни и те же явления природы связывались с разными богами. Здесь нет
строго закрепленной иерархичности богов, а есть нечто всеобъемлющее, что
присуще различным богам. В каждый момент к богу обращались как к единственно
существующему, ему приписывали те действия и силы, которые в иных ситуациях
связывали с другими богами. Это поклонение не «всевышнему единому богу», а
одному богу в каждый конкретный момент получило название генотеизма (термин
впервые был введен Максом Мюллером). В этом проявлялась тенденция к
своеобразному монотеизму, достигшая наибольшего развития в литературе Упанишад.
В поздневедийскую эпоху на первый план все больше выдвигается «владыка мира»
Праджапати, но он также не приобрел значения единого и главного бога.
Впоследствии кульг Праджапати был заменен культом бога Брахмы.
Возможно, что в определенном синкретизме описания богов сказалось соединение
воедино мифологических представлений различных ведийских племен.
В связи с развитием ведизма меняется и значение ведийских богов, их место в
общей системе мифологии и культа. Древние боги почти совсем забываются,
некоторые «старшие» боги (например, Варуна) теряют свой приоритет, а их место
занимают другие божества, которые раньше не игралп особой РОЛИ (например, бог
Вишну).
Ведизм вбирал в себя некоторые представления местных неарийских племен в
процессе расселения ариев. Это нашло свoe отражение, например, в магических
ритуалах и заклинаниях «Атхарваведы».
В поздневедийской литературе можно найти и определенную тенденцию к
выделению трех главных богов — Брахмы, Шивы и Вишну, развивающуюся в дальнейшем
в «единую триаду».
|
|