|
оражение, племена шуру, однако, не потеряли своего влияния
среди ведийских племен. Один из правителей пуру называется в «Ригведе»
завоевателем племени млеччхов, т. е. местных, неарийоких племен. Позднее пуру
вошли в состав союза племен, известного под названием Куру (кауравы). В
«Ригведе» упоминается множество других племен, которые затем играли
значительную роль в истории древней Индии, например чеди, гандхары, кикаты
(древнее название магадхов).
Имя Бхарата было окружено особым ореолом славы. В честь этого прославленного
царя вся Северная Индия уже в древности стала называться Бхаратаваршей —
«страной потомков царя Бхараты». (Сейчас Индийская республика официально
именуется Бхарат.) К роду Бхараты относились и некоторые герои «Махабхараты».
Сама поэма рассказывает о великой войне потомков Бхараты.
Столкновение Кауравов и Пандавов на поле Куру — Курукшетре — один из
основных эпизодов индийского эпоса. Вопрос об историчности битвы на Курукшетре
очень остро дискутируется в индологической литературе. Многие авторы
рассматривали описание битвы как реальное событие, происшедшее чуть ли не в
четвертом или третьем тысячелетии до н. э. Современные индологи приводят уже
значительно более поздние даты — XI, X, IX вв. до н. э. Важным событием в
разрешении этого спора явились раскопки индийских археологов (во главе с Б. Б.
Лалом) в Хастинапуре, который известен в эпосе как главный город Кауравов.
Судя по раскопкам, примерно в XI — IX вв. до н. э. Хастинапур был покинут
жителями из-за наводнения, что согласуется с данными «Махабхараты».
Независимо от того, была ли в действительности кровопролитная битва на
Курукшетре, или это лишь мифический сюжет, уходящий корнями, как думают
некоторые ученые, еще в индоиранский период, долгое сопернпчество
североиндийских племен между собой, несомненно, привело к усилению власти одних
племен над другими. Показательно, что сама древнеиндийская традиция считала
битву на Курукшетре началом новой эпохи. Наиболее сильные и влиятельные,
согласно эпосу, племена панчалов и куру утрачивают политическое влияние, а на
политической арене появляются небольшие государства в Восточной Индии, прежде
всего Кошала (со столицами в Айодхья и Шравасти), Каши (главный город Варанаси),
Видеха (со столицей в Митхиле). На юге современного Бихара возникает
государство Магадха (столица Гирпвраджа, а затем Раджагриха), в западных
областях — Аванти (столица Уджаяпи).
В поздневедийокой литературе встречаются упоминания о подразделении страны
на три части: Брахмаварта или Арья-варта (страна ариев) — северная страна,
Мадхьядеша — средняя страна и Дакцшнапатха — южная страна, или пять частей —
средняя, восточная, западная, южная, северная страны.
Авторам поздневедийских самхит и Удапишад фактически хорошо была известна
вся Северная Индия, многие районы Центральной (к северу от Нарбады) и Восточной
Индии. В это время уже в осиоашом сложилась та политическая карта, с которой
затем знакомят нас источники следующего, магадхско-маурийокого периода.
Религия и культура ведийской эпохи
Ведийская религия, мифология и культ
Ведийские тексты дают возможность познакомиться и изучить религиозные
воззрения древних индийцев эпохи Вед и их мифологические представления.
Верования ведийских племен складывались на протяжении огромного периода
времени, и отдельные этапы этого процессу нашли отражение в разных ведийских
сочинениях. Но ведийскую религию, или ведизм, можно условно рассматривать как
определенную систему, цельный комплекс религиозно-философских представлений и
соответствующих им культовых действий. Внутри этой системы выделяются различные
верования. Это или очень архаичные, отражающие первобытнообщинные отношения
верования, или верования, восходящие к древнему, еще индоевропейскому и
индоиранскому культурному пласту, а также представления, появившиеся в
результате развития самого ведийского общества периода образования
государственности на территории Индии.
Ведизм является древнейшей религиозно-философской системой Индии, которая
оказала существенное воздействие на более поздние религиозные направления и
философские учения страны, хотя и не перешла, подобно буддизму, границы
Индостанского субконтинента. Это была одна из «любопытнейших форм религиозного
сознания, какие когда-либо были созданы религиозным гением народа».
Для ведийской религиозной системы характерен политеизм — почитание большого
числа богов и божеств,— отличающийся антропоморфизмом.
Индийцы эпохи Вед наделяли явления природы, а также богов, которым
поклонялись, свойствами человека, его достоинствами и недостатками. Наряду с
антропоморфностью божеств Б «Ригведе» встречается и териоморфизм, когда
божество выступает в форме бога-животпого, сохраняя при этом основную связь с
явлениями природы (бог Индра рисуется иногда как бык, а бог Агни — как конь). К
богам обращали свои гимны, которые были своего рода заклинательными текстами,
богам приносили жертвы. В своих гимнах они просили богов даровать им коров,
победу в бою, хороший урожай либо освободить их от несчастий и бедствий. В
«Ригведе» можно найти определенное стремление к классификации богов. Они как бы
разделяются па три группы в связи с общим представлением ведийских индийцев о
тройственном делении мира: небо, земля, антарикша (пространство между землей и
небом). Каждой из отих трех сфер соответствовали свои божества. К небесным
богам относились бог солнца Сурья, бог утренней зари Ушас и поддерживающий
миропорядок бог Варуна. Среди земных богов самыми почитаемыми были бог огня
Агни и бог опьяняющего напитка Сома. Божествами антарикши считались бот грозы
Рудра, бог ветра Вайю и могущественный бог Индра. Можно предполагать, что эти
представления ведийских племен были связаны с более дровней мифологической
концепцией трехчленного деления мира, которая прослеж
|
|