|
все больше становились
замкнутыми и как бы напоминали по своей форме «касты», что п привело к частому
обозначению варн поздним термином «каста».
Вопрос о происхождении вари весьма сложен, но закономерно появление сословий
- варн связывать с разложением первобытнообщинного строя и развитием
общественного и имущественного неравенства. Военная знать составила варну
кшатриев, жрецы — брахманов, свободные общинники образовывали варну вайшьев,
(затем оформилась варна шудр, занимавших самое низкое положение в социальной
иерархии.
Варны не были порождением ведийской эпохи. Известно, что в древнем Иране
существовали социальные группы — тиштра (как и варна, термин означает цвет),
которые можно сопоставить с индийскими варнами: жрецами — брахманами, военной
знатью — кшатриями и общинниками — вайшьями. Это говорит, очевидно, о появлении
тройственного сословного деления общества в индо-иранский лериод, а некоторые
данные позволяют предполагать возможное его существование еще раньше. В
«Ригведе» не раз упоминаются три высшие варны, и только в поздней, X части
(мандале) содержится легенда о происхождении всех четырех варн от первочеловека
Пуруши. Это религиозное освящение сословного деления свидетельствует о наличии
системы сословий в более ранний период. В гимне «Пурушасукта» рассказывается,
что брахманы появились из уст Пуруши, кшатрии — из рук, вайшьи — из бедер и
шудры — из ступней.
В поздневедийской литературе этот сюжет часто повторяется, по рождение варн
связывается уже с главным богом Брахмой. Появление вари и их положение
освящались жрецами-брахманами, которые старались обосновать превосходство
брахманского сословия и придать божественный характер своему положению.
Неудивительно, что почти во всех ведийских текстах брахманы стоят первыми в
списке варн. Брахманы рьяно защищали свои привилегии в культе, свои права на
совершение священных церемоний и знание текстов. В действительности жо реальная
власть находилась в руках военного сословия — кшатриев.
Как правило, царями становились представители кшатрий-окой варны, кшатрии
стояли во главе государственного управления, они же контролировали такой важный
инструмент власти, как армия, и занимали важнейшие военные посты. Ужо в поздно
ведийских сочинениях имеются некоторые данные о соперничестве кшатриев и
брахманов, а в эпосе эта борьба описывается довольно подробно.
Несмотря на различия в положении, брахманы и кшатрии составляли
привилегированную и богатую группу, жившую за счет трудящегося и зависимого
населения.
Самой многочисленной была варна вайшьев, куда входили свободные общинники,
земледельцы, торговцы. Вайшьи являлись основным податным сословием. В
(ведийскую эпоху вайшьи еще сохраняли некоторые политические права и даже
участвовали в решении ряда государственных дел.
Три высшие варны считались «дважды рожденными», их представители имели право
на посвящение (упанаяна); шудры же раcсматривались как «однажды рожденные» и
были лишены этого права. Поэтому шудрам запрещалось участвовать в культе,
изучать священные тексты. Шудрами, как правило, были бедные, экономически
зависимые люди, низшие разряды ремесленников, обслуживающий персонал. Хотя
шудры не являлись рабами, естественно, что именно они в любой момент ли попасть
в рабскую зависимость. Представители высших сословий стремились превратить
варны в замкнутый наследственный институт, препятствовали смешению их с
представителями низших групп и переходу последних в разряд «дважды рожденных».
Поскольку в ранних частях «Ригведы» нет упоминаний о шудрах, это дало
некоторым ученым основание рассматривать их как аборигенов, покоренных ариями.
Так появилась точка зрения о превосходстве арийцев, чистоте их расы, о
подавлении арийцами цветных аборигенов, которых превратили в шудр. При этом
защитники этой теории исходили из того, что одно из значений слова «варна»
обозначает цвет. Однако следует иметь в виду, что это значение никак не связано
с обозначением цвета кожи. В древней Индии, как и в древнем Иране, существовала
цветовая символика: с каждой варной ассоциировался определенный цвет.
В поздневедийскую эпоху внутри варн уже создаются более мелкие замкнутые
профессиональные группы, принявшие форму каст.
Древнейшие династии и государства Северной Индии
В ведийских сочинениях и эпосе упоминается большое число древних династий и
названий древнейших государств в долине Ганга, однако вопрос об исторической
реальности этих данных очень спорен и в большинстве случаев пока не
подтверждается материалами археологии. В эпосе содержатся различные
династические списки, поразному излагаются события, что затрудняет
восстановление индологами политической истории того периода. Религиозные
представления ведийского и эпического периодов способствовали тому, что
происхождение царей и царских династий объяснялось волей богов. Согласно
наиболее распространенной традиции, главными династиями в долине Ганга в
эпический период были Солнечная и Лунная, основателями которых считались
потомки богов Солнца и Луны. С Солнечной династией связывался герой «Рамаяны»
Рама, а с Лунной — известный род Кауравов. Потомком этого рода был по традиции
царь Бхарата, имя которого упоминалось еще в «Ригведе».
В «Ригведе» содержатся некоторые факты по политической истории, но
реальность этих событий довольно сомнительна. Так, гимны рассказывают о битве
десяти царей, столкновении племени тритсу (из объединения бхаратов) во главе с
царем Судасом с племенами, которые были, очевидно, местными, неарийскими, так
как называются они в гимне «не приносящими жертв». Очевидно, гимны отразили
один из примеров постоянного соперничества ведийских племен с местными
племенами. Бхараты в эпоху «Рпгведы» жили, по всей вероятности, между реками
Сарасвати (один из древних притоков Инда) и Ямуной.
Несмотря на
|
|