|
ый натиск конницей на врага. Армия Романа IV
была почти полностью уничтожена. Сам император, чего никогда еще не случалось в
истории Византии, попал в плен и был повержен к ногам султана-победителя.
Последний вскоре отпустил знатного пленника, но результат катастрофы при
Маназкерте оказался плачевным для империи - она утратила свои богатые владения
в Малой Азии. Между 1078 и 1081 гг. сельджуки утвердились и в ее западных
областях: Византия едва сумела удержать за собой немногие города на берегу
Пропонтиды (Мраморного моря). Из окон императорского дворца в Константинополе
теперь видны были горы на востоке, которые уже не принадлежали некогда
могущественному василевсу (византийскому императору).
Византия переживала полнейшую анархию. Различные группировки феодальной
знати, столичной и провинциальной, бесконечно препирались друг с другом и
всевозможными интригами добивались увеличения своих привилегий и власти. На
армию, пополнявшуюся преимущественно наемниками, полагаться было почти
невозможно. В казне постоянно недоставало денег: с тех пор как свободные
крестьяне сделались крепостными (париками), стал иссякать главный источник
налоговых поступлений. Византия чем дальше, тем сильнее подвергалась дроблению
на полусамостоятельные в политическом отношении феодальные владения. Воинские
отряды могущественных провинциальных землевладельцев - вот от кого зависела
теперь сила империи! Само поражение при Маназкерте явилось прежде всего плодом
междоусобиц аристократии: иные ее представители готовы были (именно так и
произошло в 1071 г.) на открытую измену, лишь бы удержать и умножить свои
привилегии. Когда султан отпустил Романа IV из плена, в империи разразилась
настоящая война феодальных клик; экс-император был вынужден сдаться на милость
врага, который, взяв его в плен, выжег глаза бывшему василевсу.
Трудностями Византии, обессилевшей в войнах с сельджуками и во внутренних
неурядицах, не преминул воспользоваться римский папа Григорий VII для того,
чтобы поставить греческую церковь в зависимость от апостольского престола, а в
дальнейшем подчинить ему и саму Византию. Это значительно расширило бы
материальные ресурсы римско-католической церкви и облегчило бы папству
выполнение его универсалистско-теократической программы на Западе.
Вначале Григорий VII прибег к дипломатическим мерам: летом 1073 г. он
вступил в переговоры с василевсом Михаилом VII Дукой. Нужно, заявил папа в
послании императору, возобновить древнее согласие между римской и
константинопольской церквами. Однако притязания Рима встретили отпор в
Константинополе. Тогда-то у папы и родилась мысль добиться поставленных целей
вооруженным путем: организовать военный поход рыцарства на Восток под предлогом
защиты христианской веры и оказания помощи православным грекам против
мусульман-сельджуков. В виду многочисленного западного войска василевс
наверняка поведет себя уступчивее, а там - кому ведомо, как обернется эта затея,
коль скоро она окажется успешной? Иерусалим не столь уж далек от
Константинополя!
В 1074 г. папа обратился с посланием к графу Гийому I Бургундскому, к
германскому императору Генриху IV, впоследствии ставшему его заклятым врагом, к
маркграфине Матильде Тосканской и, наконец, "ко всем верным св. Петра", призвав
их выручить восточную церковь из беды и для этого принять участие в войне на
Востоке. Григорий VII не скупился на обещания небесных наград тем, кто
согласится воевать с "неверными". "Бейтесь смело, увещевал папа католиков в
своих посланиях, - дабы снискать в небесах славу, которая превзойдет все наши
ожидания. Вам представляется случай малым трудом приобрести вечное блаженство".
Григорий VII придавал серьезное значение затевавшемуся им предприятию. В
своих письмах он неоднократно повторял, что собирается самолично встать во
главе войска западных христиан и отправиться за море. Такой проект не мог не
вызвать благоприятный отклик у "голяков" и "безземельных", которые с одобрения
папства уже до того выступали под религиозным знаменем против арабов. "Я верю,
- писал папа Матильде Тосканской, - что в этом деле нам окажут содействие
многие рыцари".
Разумеется, лозунги защиты христианской веры от поганых (язычников)
представляли собой лишь маскировку: намерения Рима не имели ничего общего со
спасением христианства, о чем папу никто и не просил. Вообще религиозные
интересы, которые Григорий VII столь настойчиво выпячивал на передний план в
своих посланиях, в глазах этого церковного политика никогда не играли
первенствующей роли. Если того требовали политические интересы Рима, папа не
находил нужным настаивать на каких-либо принципиальных различиях между
христианством и исламом: в 1076 г. в письме к князьку алжирского города Бужи
аль-Насиру Григорий заявил даже, что "мы и вы веруем в одного Бога, хотя и
разными способами"
Подлинный смысл проекта войны с сельджуками был иной: вернуть греческую
церковь в лоно римской, расширить сферу влияния католицизма, насильственно
включив Византию в орбиту папского воздействия, и овладеть богатствами
греко-православной церкви.
Благочестивые призывы папы, по сути, предвосхищали лозунги будущего
Крестового похода. Вероятно, эти призывы встретили понимание у рыцарства. Во
всяком случае, сам папа в конце 1074 г. уверял германского императора Генриха
IV, что ему, папе, удалось уже собрать армию из 50 тыс. итальянцев и французов
для заморского предприятия против язычников. Папу поддерживали, в частности,
некоторые феодальные магнаты Южной Франции, такие, как Гийом Бургундский и
Раймунд Тулузский.
Однако Григорий VII не сумел провести в жизнь свои замыслы. Начавшаяся
борьба с германской империей надолго отвлекла его внимание от Византии. Тем
|
|