|
рвые крестоносцы были обязаны не столько сплоченности и
единодушию, о которых так подробно распространяются латинские хронисты, сколько
прежде всего разрозненности мусульманского мира. На Востоке они имели дело не с
каким-то целостным, единым блоком противников, а с пестрым конгломератом
государственных образований сельджуков и арабов, их крупных и мелких князьков,
лишенных спайки. Мусульманский мир был разобщен. Его политическая дезинтеграция
дополнялась религиозной распыленностью: сельджуки-сунниты не находили общего
языка с египетскими шиитами, причем и среди шиитов, в свою очередь, шла борьба
течений и сект. В результате завоеватели не получили надлежащего отпора на
Востоке и сумели, хотя и ценой больших потерь, на десятилетия утвердить свое
господство в богатых землях Сирии и Палестины.
Овладение Восточным Средиземноморьем удовлетворило корыстные интересы
нескольких сотен светских и церковных феодалов Западной Европы. Народные массы
были принесены в жертву этим интересам; половина или даже большая часть
участников Первого Крестового похода - то же относится и к разгромленным
арьергардным походам - не принадлежала к числу феодалов. Это были бедняки,
главным образом из крестьян, отправившиеся в неведомые края в поисках лучшей
доли, но нашедшие там лишь гибель. Первый Крестовый поход явился гигантским
жертвоприношением народов Запада, инициированным папством, католической
церковью и верхами феодального класса в собственных завоевательных целях,
прикрытых религиозными стягами
3. ГОСУДАРСТВА КРЕСТОНОСЦЕВ НА ВОСТОКЕ
3.1. Новое и старое в феодальных порядках
Обосновавшись в новых владениях, западные сеньоры и рыцари перенесли туда
привычные общественно-политические установления, существовавшие на родине
большинства из них - во Франции. Вместе с тем им пришлось по необходимости
считаться с некоторыми особенностями экономического строя и социальных
отношений, укоренившихся в завоеванных областях. К этому времени на Ближнем
Востоке также господствовали феодальные порядки, но они отличались определенным
своеобразием. Одна из главных специфических черт феодализма в этих странах
состояла в том, что тут была развита городская жизнь, на Западе же она только
зарождалась. Иными были и формы поземельных отношений, а отсюда и система
взаимосвязей внутри господствующего класса.
Общественные отношения, сложившиеся в государствах крестоносцев, или, как
их называло местное население, франков, в конечном счете представляли собой
некий синтез западноевропейского феодального устройства преимущественно в его
французском варианте - с тем, которое утвердилось в Сирии и Палестине еще до
появления западных завоевателей. Со времени арабского, а затем сельджукского
владычества здесь получила распространение военно-ленная система икта: так
называлось условное владение (бенефиций), которое государственная власть
предоставляла военным и гражданским чинам. Икта либо состоял из земельного
надела, постепенно превращавшегося в наследственный, - его владелец (иктадар)
обязан был уплачивать поземельную подать в казну, либо заключался в передаче
иктадару права взимать различные подати (в первую очередь харадж -
государственную поземельную подать) и налоги в свою пользу. С завоеванием
Ближнего Востока крестоносцами военно-ленная система икта существенно
видоизменилась: она оказалась вплетенной в те феодальные порядки, которые
принесли с собой франки. При этом возобладали все же институты западного
феодализма, а восточные элементы если и сохранялись, то, во-первых, в более или
менее модифицированном виде, а во-вторых, исключительно на низовом уровне. Так,
в деревнях, населенных христианами, нередко продолжали функционировать
должностные лица, называвшиеся раисами; в их компетенцию входил разбор мелких
судебных тяжб гражданского характера (уголовная юрисдикция находилась в ведении
сеньоров); раисы несли также ответственность и за сбор натуральных поступлений
сеньору.
Кое-где, в частности в Антиохийском княжестве, уцелела другая старинная
должность - должность кади, тоже ведавшего мелкими судебными делами, но у
мусульман.
Впрочем, даже сами феодальные порядки в разных государствах крестоносцев
были не совсем одинаковыми. Так, в политическом устройстве итало-норманнского
Антиохийского княжества проступали заметные следы византийских влияний (ведь до
1084 г. Антиохия была подвластна Византии), и в целом его политическая
организация несколько отличалась от той, которая сформировалась в Иерусалимском
королевстве, в основном лотарингском (например, в Антиохии княжеская власть
передавалась по наследству, в Иерусалимском королевстве принцип
наследственности короны сочетался с принципом выборности королевской власти). В
свою очередь, имелись определенные отличия в порядках того же, скажем,
Иерусалимского королевства и провансальского - по составу своего
господствующего слоя - графства Триполи и т.п. Тем не менее можно выделить
наиболее характерные особенности общественно-политического строя франкских
государств.
3.2. Положение крестьянства
Основную массу тружеников здесь составляли земледельцы. Весьма
незначительную их часть образовывали те европейские хлебопашцы, которым
все-таки удалось добыть себе клочок земли в дальних странах. На первых порах
кое-кто из них улучшил свое положение по сравнению с прежним. Вскоре, однако,
сеньоры стали отнимать у них первоначальные льготы и обременять многоразличными
повинностями натурального и денежного характера. Лишь недолговечность самих
государств крестоносцев избавила крестьян-франков от полного закрепощения.
Большинство землепашцев принадлежало к пестрому по своему этническому
составу местному населению: это были сирийцы, арабы, армяне, греки. Все они
говорили на разных языках, исповедовали разные религии: арабы - ислам, армяне,
греки, сирийцы - христианство в его различных фор
|
|