|
Боэмунда и
графа Сен-Жилля из-за этого города зимой 1098-1099 г. долго сдерживаемое
возмущение прорвалось на поверхность.
"Бедняки были возмущены, узнав, что граф намеревается оставить в Маарре
многих рыцарей и пеших из своего ополчения для ее охраны. "Как, раздавались
речи, - спор из-за Антиохии и из-за Маарры спор! И во всяком месте, которое нам
отдал бы Бог, будет распря между предводителями, а войско Божье будет
уменьшаться? Нет, пусть в этом городе окончательно прекратятся раздоры.
Пойдемте и разрушим его стены, и тогда установится мир между крестоносцами, и
граф уже наверняка обретет уверенность, что не утратит город ".
На этот раз плебс выполнил свои угрозы. "И поднялись, - пишет, хронист, -
калеки со своих лежанок и, опираясь на костыли, двинулись к стенам. И там один
ослабевший от голода человек легко выворачивал из стены и далеко откатывал
такой камень, который едва ли могли тащить три или четыре пары быков".
Тщетно пытались епископ Албары Пьер Нарбоннский (первый латинский епископ
в Антиохийском княжестве - его посвятил в сан еще 25 сентября 1098 г. греческий
патриарх Антиохии) и приближенные графа, метавшиеся по всему городу, успокоить
разбушевавшихся бедняков. Народный гнев был беспределен, и разрушение стен
продолжалось без устали. "И едва ли был среди народа, заканчивает хронист
описание этих событий, - кто-нибудь чересчур слабый или больной, кто остался бы
в стороне от разрушения стен". Все стены, башни и прочие укрепления
Мааррата-ан-Нумана были снесены до основания, дабы сеньорам не из-за чего было
спорить друг с другом.
В этих стихийных действиях низов протест против корыстной политики
феодалов достиг кульминации. К неудовольствию своих ближних, граф Сен-Жилль
вынужден был подчиниться требованию массы: он даже приказал довести до конца
уничтожение стен. Сопротивление "мятежной и неисправимой черни" (так называет
рядовых воинов-бедняков Альберт Аахенский) заставило предводителей двинуть
войско к Иерусалиму. Раймунд Тулузский заявил, что столь ревностное желание
идти к Святому Граду внушено народу не иначе как Небесами, и 13 января 1099 г.
его отряды, а спустя несколько дней отряды Роберта Нормандского, Танкреда и
некоторых других вождей покинули Мааррат-ан-Нуман. Были отозваны и те
провансальцы-крестоносцы, которых Сен-Жилль разместил было в Антиохии. Отныне
Боэмунд мог не опасаться соперника: город прочно перешел в его руки. В
нарушение собственной клятвы, данной им ранее, князь Тарентский так и остался в
Антиохии.
Таким образом, давление массы рядовых воинов заставило предводителей
двинуть ополчения к Иерусалиму. Бедняки упорно стремились вперед - в надежде
достигнуть "земного рая", обещанного в Клермоне Урбаном II.
2.12. Взятие Иерусалима
Стараясь опередить друг друга, крестоносцы толпами поспешали к цели.
Среди сельджукских правителей Сирии и Палестины, как и раньше, отсутствовало
внутреннее единство, князья и эмиры находились в бесконечных раздорах.
Поражение Кербоги под Антиохией дезорганизовало силы сельджуков, но даже перед
лицом наступавшего с севера врага междоусобицы сельджукских феодалов не утихли.
Особенно остро протекала распря Рудвана Халебского и Дукака Дамасского.
Арабские эмиры прибрежных городов опасались сельджуков: в крестоносцах
они усматривали не столько противников, сколько, скорее, потенциальных
союзников в борьбе с врагами-единоверцами. Хотя египетское правительство вовсе
не собиралось отдавать Палестину крестоносцам, его вполне устраивала неудача,
понесенная сельджуками при Антиохии. Воспользовавшись поражением Кербоги,
Египет сам послал войска в Палестину и Сирию: в августе 1098 г. в руки
Фатымидов перешел Иерусалим, военные силы арабов достигли Бейрута. Визирь
аль-Афдал понимал неизбежность столкновения с крестоносцами, однако старался
избежать его: во время переговоров с их вождями он пытался предложить им вполне
подходящее, с его точки зрения, условие - свободный доступ в Иерусалим. Это
предложение было отвергнуто - франкские предводители отнюдь не собирались
удовольствоваться Эдессой и Антиохией, они ставили своей задачей овладение
Палестиной, прежде всего Иерусалимом.
Крестоносцы продвигались на юг двумя большими колоннами. Ополчения,
возглавлявшиеся Раймундом Тулузским, шли восточнее гор Нусаири, а
предводительствуемые Готфридом Бульонским и Робертом Фландрским - вдоль
побережья. Арабские правители Триполи, Бейрута, Сайды, Тира, чтобы удержать эти
отряды от враждебных действий, высылали им всевозможные дары - деньги, продукты
питания, бочки с питьевой водой, направляли послов, которые предлагали
крестоносцам беспрепятственный переход через владения своих князьков, желавших
оградить собственные города и их окрестности, богатые виноградниками, огородами,
фруктовыми насаждениями, от ярости франкских полчищ. Крестоносцы, таким
образом, почти не встречали сопротивления. Крупные схватки произошли с-
сельджуками лишь за Тортозу, Джабалу и Акру овладения этой последней крепостью
тщетно добивался граф Тулузский, намерения которого, однако, не поддержали
другие вожди.
В конце мая 1099 г. рыцарские ополчения вступили на ливанскую, а затем на
палестинскую землю. Успехи явно вскружили головы некоторым главарям: после
захвата Рамлы, ставшей епископством, среди них стали раздаваться голоса,
требовавшие направиться к Египту и Вавилонии. "Если милостью Божьей одолеем
царя египетского, то сможем взять не только Иерусалим, но и Александрию, и
Вавилонию, и многие царства" - так передает хронист эти фантастические проекты,
роившиеся в головах наиболее тщеславных и алчных воителей Креста. "Помощь
братьям-христианам" была словно забыта ими - они помышляли лишь о возможности
завоевания "многих царств". Будучи чистой фантазией, планы подобного рода,
естественно, не получили поддержки и остались благими п
|
|