|
ях Ордерик Виталий, - волновали почти
всю вселенную [Запад отождествлялся в его уме со всем миром! - М. З.]; смертные
безжалостно наносили друг другу величайшие бедствия убийствами и грабежами.
Злоба во всех видах дошла до крайних пределов и причиняла тем, кто был исполнен
ею, бесчисленные беды".
Насущные интересы феодалов как класса выдвигали перед ними неотложную
задачу: изыскать такой способ решения возникших проблем, который позволил бы
удовлетворить их собственные возросшие потребности в землях, в подневольной
рабочей силе, в деньгах и богатствах всякого рода, избавил бы крупных сеньоров
от бесчинств рыцарской мелкоты, а рыцарство - от участи "голяков" и
"безземельных" и упрочил бы в то же время устои существующей системы. Задача
эта, конечно, не осознавалась кем-либо именно в таком, четко осмысленном виде;
она выступала как практическая необходимость, возникая по тому или иному
конкретному поводу, но в общем становилась все более настоятельной.
Наиболее дальновидной в феодальном обществе оказалась католическая
церковь, взявшаяся вызволить господствующий класс из надвинувшихся на него бед.
1.2. Клюни и рыцарская агрессия
Церковь была в те времена богатой собственницей полей, лугов, садов и
жестоко эксплуатировала принадлежавших ей крепостных. Кроме того, со всех
землепашцев - как собственных, так и чужих - церковники регулярно взыскивали
еще общую подать - десятину. Являясь сама крупным феодальным землевладельцем,
церковь служила - в этом и заключалась ее социальная функция - духовным оплотом
всего класса феодалов. Проповедуя христианское учение, по которому земные
порядки установлены от бога, а потому не подлежат изменению, требуя от
тружеников безропотного повиновения сеньорам, обещая смиренным посмертное
блаженство в раю, бунтовщикам же грозя вечными пытками в преисподней,
церковнослужители помогали феодалам держать в узде хлебопашцев и мастеровых.
Церковь всегда и во всем отстаивала интересы крепостников - и в области
идеологии, и в сфере политики.
Когда в Х-XI вв. сервы повсеместно стали подниматься против сеньоров или
уходить в бега, а бесчинства рыцарской вольницы причиняли все более ощутимый
ущерб монахам и клирикам, церковь всерьез встревожилась - прежде всего за
судьбу собственных владений. Чтобы оградить их от двойной опасности (со стороны
низов и рыцарства), монастыри, экономически наиболее мощные церковные
учреждения, еще в Х в. взялись за различные преобразования. Укрепить
материальные и моральные позиции церкви, усовершенствовать ее организацию,
увеличить ее силы, поднять ее престиж таков был общий смысл этих преобразований.
Церковно-реформаторское движение того времени вошло в историю под
названием клюнийского: почин его принадлежал бургундскому аббатству Клюни.
Клюнийцы стремились создать централизованное церковное устройство и потому
способствовали возвышению папской власти, длительное время переживавшей упадок.
Среди осуществленных ими реформ выделяется одна: запреты военных действий - как
на длительные сроки ("Божий мир"), так и на короткое время ("Божье перемирие"),
например с вечера субботы до утра понедельника. Эта мера, обращенная против
разбоев рыцарской мелкоты и феодальных усобиц, особого эффекта не возымела.
Тогда церковь принялась нащупывать другие пути, которые, по мнению ее
руководителей, могли бы уберечь верхние слои феодалов от неистовства
"безземельных" и "голяков" и вместе с тем ублаготворить феодальную голытьбу,
утолить ее жажду поместий и богатств. Конечно, сами "поиски" представляли собой
спонтанный процесс, в котором участвовали и знатные феодалы, и простые рыцари.
В каждом отдельном случае они преследовали свои ближайшие, непосредственные
цели, вовсе не задумываясь о каких-то крупномасштабных проблемах
социально-политического характера. Тем не менее их действия, диктовавшиеся
сиюминутными побуждениями, словно прокладывали дорогу, в перспективе ведущую к
отысканию кардинального решения общезначимой для всех феодалов задачи. Большая
роль принадлежала тут папству, постепенно укреплявшему свои позиции.
Картина подготовки событий, сигнал к которым позднее дал папский клич "на
Восток!", была сложной и многомерной. Существенное место здесь занимают
паломничества из стран Запада в Палестину, в ее религиозный центр Иерусалим.
Это старинное установление христианства, появившееся в IV в. и в последующие
столетия в общем малозаметное, в XI в. развернулось с огромной силой.
Паломничества в Иерусалим становились все более многолюдными. Они учащались и
приобретали массовый характер. По словам Радульфа Глабера, повидавшего многих
паломников и наслышанного о других, в Иерусалим "шли бесчисленные толпы со всех
концов света. Никогда не поверили бы прежде, добавляет хронист, - что это место
привлечет к себе такое изумительное скопление народа".
Паломничества, или пилигримства, т.е. благочестивые странствования,
получили столь широкое распространение, что это отразилось и на всей системе
духовных ценностей феодального общества, в первую очередь на представлениях о
святости, имевших большое значение в феодальной идеологии. Паломничества
становились как бы обязательной частью подвижничества, а хождение в Иерусалим -
непременным штрихом биографии любого героя житийной (агиографической)
литературы. Тот, кто хотел закрепить за собой репутацию безгрешного "бедняка
Христова", отправлялся в Иерусалим, дабы - таково было, во всяком случае,
обыденное понимание этого акта - почтить находившиеся там испокон веков
христианские святыни, помолиться в церкви Гроба Господня, благоговейно
осмотреть все места, где некогда ступала нога евангельского богочеловека.
Обычай паломничества так тесно связывался в воззрениях эпохи с практикой
жизненного поведения святых подвижников, что жития нередко приписывали
путешествие в Иерусалим да
|
|