|
рачу, а
оттуда по той же виа Эгпациа - к Константинополю.
Так, разными путями, но примерно из одинаковых побуждений двинулись в
Крестовый поход ополчения рыцарства и князей, а с ними и новые многотысячные
толпы бедняков, по-прежнему надеявшихся на лучшую долю в дальних странах.
Рыцари были несравненно лучше подготовлены к походу, чем опередившие их
скопища переселенцев из крестьян. Они запаслись средствами на дорогу. Многие
заложили или распродали свои имения и другую собственность. Готфрид Бульонский
заключил соответствующие сделки с льежским и верденским епископами: за 3 тыс.
марок серебром он продал им некоторые из своих поместий и даже родовой замок
Бульон заложил первому из них. Подобным же образом поступили с иными своими
владениями Раймунд Ту-лузский и ряд его будущих лангедокских соратников. Герцог
Роберт Нормандский урвал 10 тыс. марок серебром у своего коронованного брата,
который, чтобы изыскать нужную сумму, в свою очередь, обложил чрезвычайным
налогом собственных подданных, включая духовенство, поднявшее ропот по этому
случаю. Феодалы меньшего ранга тоже распродавали свои права (судебные,
охотничьи) и закладывали недвижимость.
Клюнийские монахи, красноречиво порицавшие на словах алчность и
корыстолюбие, не прочь были умножить богатства своих обителей за счет
крестоносцев. Точно так же епископы и аббаты Лотарингии, Южной Франции и иных
областей спешили не упустить благоприятные возможности - крестоносцы нуждались
в деньгах, и цены на недвижимость упали. Церковные иерархи по дешевке скупали
поместья сеньоров и рыцарей, собиравшихся в Крестовый поход. По выражению
американского историка Ф. Данкэлфа, церковь "сделала хороший бизнес на покупках
и приобретении в залог за деньги собственности крестоносцев".
Запасаясь звонкой монетой, рыцари в то же время позаботились и об оружии.
Вооружение и снаряжение феодального войска было значительно совершеннее, чем у
крестьян. Каждый рыцарь имел при себе меч с обоюдоострым стальным клинком.
Иногда такой меч служил и для религиозных надобностей: перекладина, отделявшая
эфес от клинка, придавала мечу форму креста, и рыцарь мог, воткнув меч в землю,
молиться перед ним. У рыцаря было также деревянное копье с металлическим
наконечником, обычно ромбической формы. Помимо своего прямого назначения -
колоть противника - копье выполняло и подсобную функцию: под наконечником
прикреплялся флажок с длинными лентами, которые, развеваясь на скаку, пугали
коней противника. Необходимой принадлежностью рыцарского вооружения был также
деревянный, обшитый металлическими пластинками щит (круглой или продолговатой
формы). В бою рыцарь держал его левой рукой. Голову крестоносца прикрывал шлем,
а тело кольчуга (иногда двойная) или латы. На ноги надевались кожаные
наколенники и снабженные металлическими пластинками поножи. Рыцарь в полном
вооружении представлял собою как бы подвижную, на коне, крепость. Много
всяческого воинского имущества везли крестоносцы; кроме него, они прихватили с
собой и охотничьих собак, и клетки с соколами (для охоты в пути).
Относительно более правильной (по сравнению с крестьянской) была и
организационная структура рыцарских ополчений. Тем не менее они никогда, с
самого начала и до конца похода, не представляли собой единого войска.
Отдельные отряды ничто не связывало друг с другом. Каждый сеньор отправлялся со
своей дружиной. Не было ни высших, ни низших, формально кем-либо назначенных
предводителей, ни единого, общего для всех командования. Никто не задумался о
том, чтобы выработать какой-либо общий план кампании или хотя бы установить
точный маршрут для отрядов. Состав отдельных ополчений, стихийно
группировавшихся вокруг наиболее именитых сеньоров, менялся, поскольку рыцари
частенько переходили от одного предводителя к другому в надежде извлечь из
этого те или иные выгоды.
Еще не достигнув Константинополя, эта разбойничья рать с крестами на
груди начала грабить и насильничать. Лотарингские рыцари целых восемь дней
занимались грабежами в Нижней Фракии: предлогом для ратников Готфрида
Бульонского послужило известие о том, что Алексей будто бы держит в плену Гуго
Вермандуа. Жестокие насилия над населением Эпира, Македонии и Фракии чинили
норманнские рыцари Боэмунда Тарентского. По признанию безвестного
рыцаря-хрониста, находившегося в этом отряде, они отнимали у жителей все, что
находили. Между г. Касторией и р. Вардаром норманны целиком разрушили один
город: в нем жили еретики-павликиане, и этого оказалось достаточным, чтобы всех
их истребить.
Не менее дикими разбоями ознаменовался переход крестоносцев графа
Тулузского через Далмацию. Его хронист и капеллан (исповедник-секретарь)
Раймунд Ажильский в своей "Истории франков, которые захватили Иерусалим"
рассказывает, как жители Далмации (Славонии), "пустынной, горной и бездорожной
страны, в которой мы три недели не видели ни зверей, ни птиц", отказывались
продавать что-либо рыцарям и давать им проводников, как при приближении
крестоносцев они бежали из селений, убивали скот, лишь бы он не достался воинам
с крестами на знаменах, а сами, хорошо зная местность, укрывались в горных
ущельях и густых лесах, где "нашим вооруженным рыцарям нелегко было
преследовать этих безоружных разбойников" - так называет мирных далматинцев
провансальский хронист.
На самом деле, конечно, разбойниками были сами крестоносцы. Раймунд
Тулузский снискал себе печальную известность в Далмации своими зверствами:
однажды он (о чем не без похвальбы повествует его капеллан) приказал выколоть
глаза, отрезать носы, отрубить руки и ноги шестерым далматинцам, захваченным в
плен рыцарями. Во фракийских городах Руссе и Редеете рыцари графа Сен-Жилля, по
словам того же Раймунда Ажильского, взяли огромную добычу. С .воинственным
кличем "Тулуза, Тулуза!" они атаковали Руссу и, ворвавшись в город, учинили там
погром.
Продвижение крестоносцев по Балканскому полуострову сопровождалось
разнузданными грабежами. Однако
|
|