Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Азии :: Т.Ю. Ирмияева - ИСТОРИЯ МУСУЛЬМАНСКОГО МИРА ОТ ХАЛИФАТА ДО БЛИСТАТЕЛЬНОЙ ПОРТЫ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 155
 <<-
 
личалось от нашего понимания этой религии: поэтов мало 
интересовала 
догматика, их воображение волновали только, отшельники и религиозные процессии. 


Обращение Гассанидов в христианство монофизитского толка привело к тому, что 
гассанидские князья попытались вести собственную линию в политике, оказались в 
оппозиции к 
Византии и в результате были уничтожены. 

Несториане также оставили свой след в культуре Лахмидского государства, хотя 
сама 
династия, в отличие от Гассанидов, не приняла христианства. Общины христиан, 
"слуг Бога", 
делали ненужными племенные разделения. По мнению историков, эти христианские 
общины 
можно рассматривать как предшественниц мусульманской уммы , что представляется 
большой 
натяжкой. Христиане производили впечатление одиночек, не способных создать 
подлинную 
общность, поскольку принадлежали к различным церквям и сектам, постоянно 
соперничавшим 
друг с другом или находившимся в состоянии раскола. Разительный контраст 
разъединенности 
христиан составляли еврейские общины с их тенденцией к постоянному объединению, 
иерархией 
и строго регламентированным единообразным отправлением религиозного культа. 

Но при том, что иудаизм и христианство оказали воздействие на арабский мир, 
язычество в 
Аравии не понесло значительных потерь и продолжало существовать почти в прежнем 
объеме. Ко 
времени возникновения ислама в Аравии уже существовали святилища, кроме Каабы в 
Мекке, 
которые относились к разным религиозным конфессиям: Красный Камень Гаймана, 
Белый Камень 
Каабы из ал-Абалата, Кааба Наджрана. В то же время следует подчеркнуть, что 
эпоха джахилийи 
("эпоха невежества") поразительно бедна мифами о происхождении мира и не 
обнаруживает 
попыток объединить богов в пантеон. О джахилийи мы узнаем главным образом из 
староарабской 
поэзии. Примечателен и факт безвозратного исчезновения диалектов юга, в то 
время как диалекты 
северных бедуинов легли в основу того арабского языка, который стал языком 
Корана. 

Не существовало в Аравии и духовного сословия, только однажды в качестве вождя 
большой 
группы племен появился первосвященник с титулом афкал . Отмечается отсутствие у 
арабов 
фатализма и культа звезд, которые процветали в античности. Не было у них и 
почитания высшего 
или местного божества как царя, по примеру соседних народов. Об этом 
свидетельствует 
отсутствие среди имен богов имени Малик, хотя оно, выражая одну из 
характеристик Аллаха - 
Владыка, - перешло в мусульманские имена и титулы. Бог в исламе получил 
наиболее 
универсальное из всех возможных имен - ал-илах, Аллах, Единственный Бог . 
Вполне 
оправданным в свете вышесказанного представляется предположение, что еще до 
Мухаммеда 
Кааба Мекки была первым и самым главным святилищем именно Аллаха, а не 
языческих богов 
Набатейского царства. Обход вокруг святилища ( таваф ), обряды богослужения ( 
вукуф ) и 
жертвоприношения, участок земли, закрытый для неверных, - священная земля, 
дающая право 
убежища всем живым существам ( хима ), территория, окружающая Каабу ( харам ), 
- все это 
вобрал в себя ислам, и этот факт лишний раз подтверждает мысль о том, что 
необходимые 
предварительные условия возникновения новой веры были созданы, и она явилась из 
духовных 
глубин народа. 

Арабы сохранили память и о взыскующих Бога ханифах , отвергнувших иудаизм и 
христианство, но уже и не язычниках. Они вошли в историю ислама как символы 
нравственного 
беспокойства и духовных исканий. Мухаммед считал их последовате
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 155
 <<-