|
ями Авраама. Об
этом
свидетельствует биограф Мухаммеда Ибн Хишам, называя имена четырех ханифов.
Одним из них
был Барака ибн Науфаль, двоюродный брат Хадиджи. Эти инакомыслящие своими
духовными
поисками подтвердили величие ислама, поскольку только в религии мысль и
конкретный опыт
могут быть представлены в вечно живом единстве, тогда как факт, взятый сам по
себе, мгновенно
стареет и умирает.
Глубочайший смысл появления Мухаммеда заключался в кристаллизации такого
понимания
Божественного, которое позволило арабам заложить фундаментальные основы
современной
государственности. Новое время на арабо-мусульманском Востоке началось задолго
до
европейского - в VII веке, то есть почти за тысячу лет до эпохи Французского
Просвещения.
Вольтер, будучи образованным европейцем и потому свысока смотревшим на
"отсталый Восток", в
пределах этой своей образованности превратно и несправедливо толковавшим о
значении
Мухаммеда, к концу жизни поменял свое отношение к нему на самое восторженное...
Поселение Мекка, которое во II веке Птолемей упоминает под именем Макораба (
макраб -
"святилище"), располагалось на скрещении торговых путей, идущих с севера и юга
по жаркой
бесплодной долине. Они соединяли Красное море с территорией современного Ирака.
Окруженная суровыми горами, Мекка могла существовать только благодаря воде
источника
Земзем, ставшего священным и для мусульман. Но, несмотря на столь раннее
упоминание,
значение центра религиозного паломничества Мекка приобрела лишь незадолго до
500 года.
Кааба Мекки представляла собой обнесенный стеной прямоугольный двор, в ограде
которого
помещались бетилы. Кааба придавала знатным мекканским Родам значительный
религиозный
авторитет. По преданию, Мекка первоначально была занята племенем джурхум , а во
времена
переселения южных племен на север племя хузаа остановилось на ее территории и
через
несколько лет вытеснило джурхумитов. Тогда-то и появились в Мекке курейшиты -
кочевники,
сопровождающие караваны и разводящие верблюдов. Один из них, Кусай, глава
племени,
утвердился в городе. Он восстановил Каабу, пришедшую в упадок при его
предшественниках, и
определил место возле святилища, дар ан-надва , где старейшины собирались для
обсуждения
важных вопросов. Кусай осуществил то, что впоследствии стало привилегией
курейшитов и
основой их возвышения: взял на себя руководство паломниками, снабжение их
продуктами
питания и защиту. Кусай также организовывал набеги на территории соседних
племен, если те
нарушали границы или нападали на паломников.
После Кусая главой племени стал его старший сын Абд ад-Дара, которого затем
сменил
младший - Абд Манаф. У старшего сына Абд Манафа, Абд Шамсы, родился сын Омейя -
основатель рода халифов Омейядов. Второй сын Абд Шамсы, Хашим, был прадедом
Пророка.
Через Мекку проходил важный караванный путь, что вместе с источником Земзем и
Каабой
сделало ее местом проведения больших ярмарок, на которые собирались как
горожане, так и
бедуины из окрестных областей Хиджаза. Время проведения этих ярмарок - четыре
месяца в году
- объявлялось священным: вражда и набеги запрещались, Другая большая ярмарка
устраивалась
в Указе, торговом центре в районе Хайфа. Таиф же располагался на возвышенности,
у которой
заканчивались караванные пути,
|
|