|
в сторону Баласагуна. А священная
война с
неверными - у самых дверей нашего дома. Займемся этой войной. Где бы кто ни
стал отступником,
в Мавераннахре ли, в Хорасане ли, где бы кто ни впал в неверие, все их
имущество и достояние -
ваше, ибо такое имущество не достойно ничего другого, как разграбления, так как
приобретено
неправедным путем. Но я предписываю осторожность: пусть не будет убит по ошибке
ни один
мусульманин". Так восторжествовала справедливость, и отступники Хорасана и
Мавераннахра во
главе с предводителем Мухаммедом Нахшаби и его приспешниками, прозванными потом
"эмирчишками", были казнены.
Затем ересь перекинулась в Сирию и Магриб. Начались грабежи и убийства
правоверных.
Против Абу Абдаллаха Мухтасиба был послан сипах-салар Али ибн Вахсудан из
Дейлема, который
разбил бунтовщиков. Мухтасиб бежал и укрылся в одном городе, под тайласаном -
покрывалом
судей, проводя время как благочестивый, пока его не опознали.
Восставали и наместники. Под влиянием проповедей лжешиитов наместник Систана
Йакуб ибн
Лайс двинулся на восток - к Кабулу в Афганистане, в то время еще языческой
области на границе
с Индией, и сверг тамошних правителей. Затем Йакуб напал на Хорасан, а в 873
году захватил его
столицу Нишапур. Одновременно с ним восстали еретики в Гуре и Гурджистане,
глава которых,
Абу Билал Хариджит, упомянут в "Тари-и-Систан". Наместник Мавераннахра
Эмир-и-адил Исмаил
ибн Ахмед послал против этого десятитысячного сброда пятьсот гулямов, которые
бунтовщиков
частью перебили, а частью рассеяли. Их главарь Абу Билал умер темнице, а его
подручные были
повешены. После нишапурского похода Йакуб ибн Лайс двинулся на Багдад с целью
свержения
ал-Мутамида, но потерпел поражение в столкновении с армией халифа и был казнен.
Брат
Йакуба, Амр ибн Лайс, пытался в это время захватить Мавераннахр, но также был
разгромлен
отрядом Исмаила ибн Ахмеда и попал в плен. Ему дали время на раскаяние. Амр
осознал свою
неправоту, но утраченного доверия к себе вернуть уже не смог. Тогда он сказал
халифу, что хочет
показать, где спрятаны его с братом сокровища, но халиф отказался их принять
как
приобретенные неправедным путем.
После смерти эмира Исмаила ибн Ахмеда главнокомандующим войск в Мавераннахре
стал его
сын Наср ибн Исмаил ибн Ахмед, также прославившийся в войнах за веру. Эти и
другие подобные
им случаи успешно преодолеваемых волнений и беспорядков свидетельствуют о силе
и
организованности исламского государства. Дисциплина и строгая иерархия
характерны для
Халифата.
Вот какой пример приводит визирь Низам ал-Мулк в своей книге "Сиасет-намэ":
Эмира Алтунташа, своего главного хаджиба, султан Махмуд Газневи назначил в 1017
году на
власть хорезмшаха с обязательством полностью и в срок доставлять собранные
налоги в казну.
Собрав деньги, Алтунташ, нуждавшийся в них для выдачи жалования войску,
обратился к визирю
султана, Ахмеду ибн Хасану, с предложением разрешить ему, хорезмшаху, взять из
приготовленной для казны суммы налога необходимую часть на выплату жалованья.
Алтунташ
обосновывал свою просьбу тем, что все равно визирь, составив ведомость, пришлет
эту часть
денег обратно с гонцом. В ответ Алтунташ получил грозную отповедь: "Да будет
разница между
владыкой и рабом, между Махмудом и Алтунташем! Ведь как порядок дел государя
известен, так и
делу войска определена мера. А речи хорезмшаха должны быть безошибочны. Между
тем,
обратившись с такой просьбой, о
|
|