|
своих должностей. Люди
инициативные, благочестивые поддерживались и выдвигались на ответственные посты,
независимо от их происхождения и национальности. Показательна в этом отношении
судьба
Тулунидов.
Основатель династии Тулун (тюрк. "Полная луна") в начале IX века был прислан из
Бухары в
числе рекрутов, составлявших часть подати. Его сын, Ахмед ибн Тулун, уже служил
в Египте
помощником наместника, а при халифе ал-Мутамиде сам стал наместником Египта,
Сирии и
Палестины. Ал-Мутадид I при вступлении на халифат в 892 году пожаловал сыну
Ахмеда,
Хумаравайху, и его наследникам право управления Египтом, Сирией до гор Тавра и
ал-Джазирой -
Северной Месопотамией, за исключением Мосула, - сроком на тридцать лет с
обязательством
вносить в казну ежегодную подать в триста тысяч динаров.
Египетские историки считают время правления Тулунидов "золотым веком". Ахмед
ибн Тулун
построил сильный флот, который стал господствовать на Средиземноморье; он был
строг и не
допускал злоупотреблений, отчего население благоденствовало. Наместник отстроил
Фустат,
заложил новый военный квартал ал-Катаи и построил знаменитую мечеть, в которой
могли
молиться все те солдаты, которых не вмещала мечеть Амра ибн ал-Аса.
Но Тулуниды не смогли справиться самостоятельно с восстанием карматов, и халифу
пришлось отправить в Сирийскую пустыню свою армию, которая очистала провинцию
от еретиков.
Тулуниды получили новые назначения, уступив наместничество Мухаммеду ибн
Сулайману.
Лжепророки всегда начинали с того, что привлекали на свою сторону шиитов,
"определяя"
сроки появления Махди, а заканчивали тем, что объявляли мессией себя. Когда
"пророчества" не
сбывались, шииты отпадали от таких "предсказателей". О батинитах и карматах
говорится в "Китаб
ал-Байан": "Основание их веры внешне состоит в исповедании шиитской догмы и
любви к
повелителю правоверных Али, но внутренне они - неверные".
Восстание Абу Сайда Джаннаби, главаря карматов, и его сына Абу Тахира в
Бахрейне и Лхасе
случилось во времена правления халифа ал-Мутадида I. В конце концов Абу Сайд за
все свои
жестокости и зверства был убит евнухом своего же гарема, но сын превзошел отца
в кровавых
злодеяниях. На его счету избиение паломников, кража Черного Камня из Каабы,
содомия и садизм.
Черный Камень был расколот на две части и осквернен. Карматы осквернили также
списки Торы,
Евангелия и Корана. Абу Тахир умер в 943 году. Когда в 950 году люди Ирака и
Хорасана
собрались воевать с карматами, те, испугавшись, привезли Черный Камень и
подбросили его в
Куфийскую пятничную мечеть.
В Хорасане другой еретик, некий Мухаммед ибн Ахмед Нахшаби, добился
благосклонности
эмира Хорасана - Насра ибн Ахмеда. Но подчиненные эмира восстали и обратились к
одному из
военачальников, сипах-салару, с просьбой разрешить им перейти под его
командование. Так был
составлен заговор с целью убить эмира-кармата, но кто-то предупредил его сына
Нуха о
готовящейся расправе, и они опередили заговорщиков. Сипах-салар был казнен. А
поскольку ни у
эмира к подчиненным, ни у подчиненных к эмиру не осталось больше доверия, то
было решено
присягнуть Нуху. Нух ибн Наср простил всех за то, что их цель была благой, и в
то же время
заметил: "Вот сипах-салар задумал злое и нашел себе возмездие, вот мой отец
сбился с правого
пути и тоже познал возмездие. Вы условились после удачного осуществления
заговора
отправиться на джихад против тюрок-язычников
|
|