Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Азии :: Т.Ю. Ирмияева - ИСТОРИЯ МУСУЛЬМАНСКОГО МИРА ОТ ХАЛИФАТА ДО БЛИСТАТЕЛЬНОЙ ПОРТЫ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 155
 <<-
 
 или на султана взглянул пренебрежительно, или 
же Ахмеда ибн 
Хасана счел простаком и невеждой в делах. Великая опасность для раба - искать 
соучастия в 
царстве со своим владыкой". 

И Низам ал-Мулк добавляет от себя: 

Вот так подобает хранить порядок царства и правила, дабы дела государства не 
отрывались 
одно от другого, укреплялось благополучие народа и благоустройство 
казнохранения, пресекались 
нелепые вожделения относительно имущества султана и общины. 

Несомненным представляется и то, что такое государство не смогло бы долго 
просуществовать, не имея соответствующей системы образования. Грамоту дети 
осваивали дома, 
а затем они должны были посещать лекции и беседы знатоков Корана и сунны. 
Обучение велось 
на общественных началах. В X веке на частные пожертвования стали 
организовываться 
мусульманские университеты - медресе, которые получили широкое распространение. 
Глава 
медресе ( мударрис ) получал грамоту и назначение от халифа. Число таких 
университетов быстро 
росло: например, наместник Сирии и Мосула Нураддин Занги к шестнадцати медресе 
в своих 
владениях добавил еще пятьдесят три. В начале XIII векав Дамаске было уже 
девяносто два 
медресе, а в Халебе - сорок два. Содержание преподавателей, служителей и 
студентов 
осуществлялось на доходы с вакфной недвижимости учредителей и на частные 
пожертвования. 

Первые мусульманские медресе возникли в городах Мавераннахра и Хорасана, но 
именно 
багдадские, созданные визирем Низам ал-Мулком и названные по его имени 
"низамийями", стали 
образцовыми. Первая низамийя была построена в 1064-1066 годах. Методом обучения 
в медресе 
было совместное с учителем чтение, разбор, толкование и заучивание книги 
наизусть. 
Европейская система образования развилась под сильным влиянием мусульманской, в 
частности 
европейские университеты создавались по образцу медресе. 

954-1030 

От Алптегина до Махмуда Газневи. 
Война на пути Аллаха 

Начиная с 875 года Хорасаном и Маверан-нахром управляли наместники из рода 
Саманидов. 
Основателем его был крупный землевладелец Саман-худат из Балхской области на 
севере 
Афганистана. Саман-худат принял ислам, а четверо его внуков уже служили халифу 
ал-Мамуну в 
Хорасане: Нух был наместником Самарканда, Ахмед - Ферганы, Йахйа - Шаша, а Иляс 
- Герата. В 
875 году халиф ал-Мутамид назначил Насра ибн Ахмеда наместником всех провинций 
Мавераннахра. Во время своего правления Саманиды успешно отражали набеги 
степных тюрок-
язычников, и при них Мавераннахр и Фергана окончательно были присоединены к 
Халифату. 


В 893 году Исмаил ибн Ахмед продолжил завоевания: напал на карлуков в степях за 
Сыр-
Дарьей, а затем захватил их столицу Талас. Саманиды наводили страх своей 
военной мощью, 
обеспечивавшей безопасность границ Халифата и караванных путей в Средней Азии. 
В то же 
время их резиденция в Бухаре была блестящим центром арабской учености, 
искусства и 
литературы. В правление Саманидов Фирдоуси начал переводить на арабский язык 
иранский эпос 
"Шах-намэ". 

В 900 году Исмаил ибн Ахмед разгромил и взял в плен Амра ибн Лайса, за что 
халиф 
пожаловал ему управление Хорасаном, где до него правили Тахириды и Саффариды. 
Так 
Саманиды стали самыми могущественными наместниками на Иранском Востоке, а их 
данниками 
были правители отдаленных областей - Хорезма и Систана. Кроме того, Саманиды 
оказывали 
влияние на местные династии в Афганистане - до самой границы с Индией. 

Но Саманиды не смогли сохранить свое могуществ
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 155
 <<-