|
аисом Хорасана и амилом Исфахана". Любой богач в Халифате - всего лишь
налогоплательщик,
который должен платить больше, и только этим он отличается от других.
Что касается мусульманской богословской догматики, то ее основателем считается
ал-Ашари.
Суфизм как мистическое учение долго не признавалось. Лишь в конце XI века
ал-Газали до
некоторой степени оправдал суфизм в глазах законоведов. Суфии также оставили
свои сочинения,
но больше из области индивидуального постижения Божественной сути.
В мусульманском университете ал-Азхар в Каире преподаются системы всех четырех
мазхабов. В Мекканской Каабе имеются четыре возвышения ( макамы ) для имамов
каждого из
толков. Но такое "равновесие" было достигнуто не сразу; мусульманское право
сложилось в
упорной борьбе с ересью, искажениями и отклонениями от предписаний Пророка. В
дальнейшем,
когда основные проблемы были разрешены, муджтахиды (букв, "ревнители") - высшие
авторитеты
в области права, основатели школ - уже не принимали участия в разрешении
частных вопросов
судопроизводства. Мусульманское право перешло к исполнителям - ученикам и
продолжателям,
которые не имели права высказывать собственное мнение или давать юридические
толкования ни
по вопросам "корней" права ( усуль ), ни по вопросам его "ветвей" ( фуру ) -
частным вопросам,
разрешаемым на основе усуль. Они - специалисты в области права, составляющие
фетву -
судебное решение по каждому конкретному случаю обращения мусульманина в
шариатское
собрание.
Мусульманское право ( шариат ), изложенное в четырех мазхабах фикха, полностью
располагается в границах дозволенного и запретного, определенных Кораном и
сунной, в чем и
выражается юридическое единство этих правовых школ.
Халифат представлял собой государство, основанное на незыблемых принципах
ислама.
Халиф олицетворяет высшую власть, освященную авторитетом Пророка, и гарантирует
существование исламского государства: хранит веру, исполняет обязанности имама
на общей
молитве, выносит судебные решения, назначает верховных кадиев, следит за
финансами и
экономикой, является верховным главнокомандующим в "войне на пути Аллаха" -
оборонительно-
наступательной или наступательной, в соответствии с принятым мазхабом фикха.
Уполномоченными халифа в областях Халифата, провинциях и крупных городах,
являются
наместники, осуществляющие государственную власть на местах.
Расширение территорий Халифата сделало необходимым создание сильного
централизованного государства с развитой системой
административно-хозяйственного
управления. Все составляющие этой системы были строго подотчетны центральной
власти. О
подобной системе государственного управления в Европе впервые заговорили только
в Новое
время, начиная с XVII века.
Каждая провинция Халифата имеет свою историю, в которой как в капле воды
отражается вся
история мусульманского мира. Как уже говорилось выше, наместник, вышедший из
повиновения
халифу, тут же смещался, его ставленники также лишалис
|
|