|
в. Халиф пообещал,
и Ибн Раик
быстро расправился с мятежниками, но в итоге новый генералиссимус подчинил себе
не только
армию, но и захватил контроль над администрацией халифа. Борьба за власть и
влияние при
дворе все более ужесточалась.
Следующий халиф, ал-Муттаки, обратился за помощью к Буидам - наместникам
Северо-
Западного и Центрального Ирана. Буиды сместили эмира эмиров Хасана Хамданида и
стали
влиятельнейшими фигурами при дворе. В 944 году халиф был свергнут и ослеплен
заговорщиками. Эмиры возвели на престол сына халифа ал-Муктафи I - ал-Мустакфи
I, который
пожаловал Бунду Ахмеду звание генералиссимуса и султана. Ахмед, достигнув
такого могущества,
приказал ослепить ал-Мустакфи I и объявил халифом сына ал-Муктадира, ал-Мути.
После этого
Ахмеду был присвоен титул Муизз ад-даула ("Опора государства").
Халиф ал-Мути силой своего ума и характера сумел уравновесить ситуацию при
дворе. С его
халифата начинаются "долгие" правления, что свидетельствует об устойчивости
высшей власти в
новых условиях. Но периодом дворцовых переворотов воспользовались враги
Халифата -
Византия вернула себе утраченные ранее территории, а в провинциях время от
времени
возникали волнения и беспорядки.
К X веку завершилась разработка мусульманского гражданского и уголовного
законодательства - шариата. Мусульманское право имеет четыре "корня" - это
Коран, сунна,
иджма и кийас. Два последних применялись в том случае, когда Коран или предания
не давали
достаточно ясного ответа в той или иной конкретной ситуации.
Составители двух тематических сборников хадисов - Малик ибн Анас (ум. в 795 г .
) и Ахмед
ибн Ханбал (ум. в 855 г .) стали основателями-эпонимами школ исламского
правоведения -
мазхабов фикха , - маликитской и ханбалитской. Абу Ханифа (ум. в 767 г .) и
аш-Шафии (ум. в 820
г .) заложили основы двух других мазхабов, детально разработанных их
последователями. Каждый
из мазхабов рассматривает весь круг вопросов жизни мусульман в умме: молитва,
соблюдение
поста, паломничество в Мекку, милостыня, участие в джихаде, раздел военной
добычи,
заключение торговых и иных сделок, налоги, брак, судопроизводство, наследование
и раздел
имущества, формы собственности и многие другие. Каждый вопрос рассматривается в
отдельной
главе, в которой за изложением сути следуют доказательства и примеры.
Все четыре правоверных юридических толка одинаково прочно стоят на фундаменте
исламского права. Шариат является общим законодательством для всех мусульман -
суннитов и
шиитов. Так называемый раскол внутри мусульманской общины существует, на мой
взгляд, лишь в
воображении европейских историков и ученых. Шииты и сунниты не пришли к
единодушному
мнению лишь в отдельных вопросах, ответы на которые может дать только время.
Основным доказательством правильности того или иного судебного решения служит
прецедент, зафиксированный либо в Коране как веление свыше, либо в хадисах как
установление
Пророка, либо в практике первых халифов как факт единодушия исламской общины (
иджма ),
либо в общепризнанных мнениях авторитетных факихов, знатоков шариата, - о
возможности или
невозможности судить по той или иной аналогии, имеющейся в вышеперечисленных
источниках (
кийас ).
Мусульманское право называют прецедентным. Государственное законодательство
зафиксировано в многотомных "Основах фикха": справочных руководствах по
юриспруденции,
судопроизводству, собраниях фетв - конкретных судебных решений. Равенство всех
перед
законом выражает поговорка: "Малейший фарраш и стремянный в шариатском собрании
равны с
|
|