|
той или иной страны не иначе, как находящимся
на
"содержании" у государства, отчего и образ жизни древних арабов все еще
остается для них
неясным.
Сведения о религиозных верованиях арабов содержатся в письменных памятниках. В
Южной
Аравии поклонение Луне, мужскому божеству, одержало верх над поклонением Солнцу,
женскому
божеству. Количество богов равнялось тремстам шестидесяти, что соответствовало,
по-видимому,
количеству дней в году; столько идолов находилось в Мекканском святилище до
принятия ислама.
Среди них боги Ассар, Син, Накрух, богиня-мать Лат (Илат), Валу, Узза, Хубал и
другие.
Некоторые из этих богов упоминаются в Коране (71:22-23; 53:19-20). На юге в
честь богов сжигали
на алтарях благовония, отсюда еще одно название Южной Аравии - Страна
благовоний.
На севере, в Хиджазе и Неджде, существовал культ бетилов - вертикально стоящих
продолговатых камней, символизировавших предков. Последователи культа
периодически, весной
и осенью, устраивали вокруг них религиозные процессии. Современные ученые
предполагают, что
именно такие два камня сохранились с тех времен в священной ограде мекканской
Каабы;
мусульмане называют их Аль-хаджар аль-асвад (Черный Камень) и Макам Ибрахим
(Стоянка
Ибрахима). Но такая точка зрения вызывает сомнения. Часто бетилы были парными:
Исаф-Наила,
Лат-Уззу. Были бетилы, постоянно находившиеся на определенных местах, и
передвижные.
Передвижные бетилы сопутствовали племени и в сражениях служили талисманами. Над
ними
воздвигали балдахин и перевозили на верблюде, считавшемся священным. Вокруг
этого бетила
предсказательницы с развевающимися волосами, бьющие в барабаны, совершали
таинство
предвидения будущего, которое они выкрикивали в форме саджа - особой,
ритмически
организованной речи. Мухаммед осудил садж как язык демонический.
Арабы почитали умерших предков. Никогда бедуин не проезжал мимо места
погребения, не
прибавив камня или ветки к той груде, которая уже покрывала могилу. Не было
большего
несчастья, чем умереть вдали от своего племени. Уважение к предкам -
излюбленная тема
староарабских поэтов:
Первенство нам обеспечили наши предки,
бывшие среди первых в похвальных делах.
Хассан ибн Сабит
Иногда погребение сопровождалось жертвоприношением верблюда. Бедуины
представляли
себе умершего сладко спящим в своем сумрачном обиталище и обладающим еще в
течение года
неким полусознанием, позволяющим ему следить за тем, как родные чтут память о
нем.
Ощущение быстротечности жизни и в то же время вечности бытия ( дахр ) было
чрезвычайно
ярким, о чем свидетельствуют такие, например, строчки:
Испугалась Тактума и удивились, увидев,
как время изменило меня к худшему.
O добрая! Но ведь мы - лишь заложники дней и ночей.
Стрелы времени летят прямо в меня,
а мои стрелы не могут его поразить.
Амр ибн Кампа
Или:
Что человек? Падучая звезда и ее свет -
она вспыхивает и превращается в пепел.
Имущество наше и семью время дает нам в залог,
а потом приходит пора возвращать его.
Ан-Набига
Таким образом, у бедуинов была, если можно так выразиться, религия семьи, рода,
племени и
связанное с этим понятие морали в форме мурувва - мужской доблести, включающей
|
|