|
с
персидского,
в частности перевел стихами персидский эпос "Ахд Ардашир" ("Завещание
Ардашира"),
повествующий о мудрости этого выдающегося государственного деятеля, основателя
персидской
династии Ардаширов. Главный исторический труд ал-Балазури "Футух ал-Булдан"
охватывает
период с 622 по 869 год. Ход арабских завоеваний описывается сначала в
направлении на север и
северо-запад, а затем на северо-восток и восток с момента завоевания Мекки и
становления
Медины как первой столицы Халифата.
Другой великий арабский историк и законовед Мухаммед ибн Джарир ат-Табари (ок.
839-923)
родился в знатной семье в столице Табаристана Амуле. В семь лет он уже знал
наизусть Коран, в
восемь - предстоял на общей молитве, а в девять начал записывать хадисы. В Рее
он слушал
предания о Пророке Мухаммеда ибн Хумайда ар-Рази и записал с его слов свыше ста
тысяч
хадисов, а также записал хадисы, переданные ему ал-Мусанной ибн Ибрахимом
ал-Убулли. На
лекциях Ахмеда ибн Хаммада ад-Даула Аби ат-Табари записал "Книгу начала и
походов"
Мухаммеда ибн Исхака в передаче Саламы ибн ал-Муфаддала.
В 855 году ат-Табари приехал в Багдад учиться у знаменитого Ахмеда ибн Ханбала,
но этот
прославленный ученый незадолго до его приезда умер. После недолгого пребывания
в Багдаде
ат-Табари отправился в Басру, затем в Куфу, где записывал хадисы со слов
известного знатока
преданий Абу Курайба Мухаммеда ибн ал-Ана ал-Хамадани (ум. в 863 г .). После
этого он
вернулся в Багдад, где основал школу права, названную им "Ал-Джаририйя" в честь
отца. На
родине в Амуле ат-Табари побывал уже на склоне лет.
Главные сочинения ат-Табари - многотомная "История Пророков и халифов,
тридцатитомный
комментарий к Корану "Тафсир ал-Куран" и "Книга различных взглядов правоведов"
- являются
важнейшими источниками по истории мусульман. "История Пророков и халифов"
доведена до 915
года. В ней сосредоточено громадное количество исторических сведений с
указанием трудов
предшественников и выдержками из не дошедших до нас других сочинений, которые
ат-Табари
приводит с большой точностью. Источниками для ат-Табари были: "Книга
исторических рассказов
об Омейядах" Али ибн Муджахида, "Жизнеописание Мухаммеда" и "История халифов"
Мухаммеда
ибн Исхака, труды по истории Ирака (1) Абу Михнафа Луга ибн Йахйа. История двух
столетий
хиджры лучше всего описана именно у ат-Табари: первые халифы, ранние Омейяды,
последние
Омейяды, Аббасиды того периода, когда Хорасан и Средняя Азия прочно вошли в
состав
Халифата.
Известна также и стихотворная "Всеобщая история" поэта Абу Хасана ибн ал-Джахма
ас-Сами,
жившего при халифе ал-Мутаваккиле I. Эта касыда была написана в Багдаде в конце
862 года.
Она стала последним крупным произведением поэта. "Всеобщая история" ведет
повествование от
сотворения мира и заканчивается временем начала правления халифа ал-Мустаина I.
Сохранились исторические сочинения, которые представляют собой перечни лиц по
племенам
и поколениям, принимавших участие в событиях ранней истории Халифата,
сопровождающиеся
краткими изложениями самих событий.
Близкой к истории наукой была география. Первое географическое сочинение на
арабском
языке называется "Худуд ал-Алам" ("Пределы мира"). Географ Абу Касим Убайдаллах
ибн Ахмед
ибн
|
|