|
выдержать
столкновение с разрушительной стихией человеческого своеволия и слабости.
Сколько духовных
учений и благих теорий погибло в этом единоборстве! И если бы ислам был одним
из них, то
сегодня никто бы уже не помнил о нем.
История, география, химия, медицина, морское дело, строительство, экономика,
математика и
астрономия - вот далеко не полный перечень направлений научной мысли арабов,
где они
совершили множество поразительных и полностью оригинальных открытий. В арабо-
мусульманском мире утвердился исключительно высокий престиж грамоты и книги.
При дворе
халифов обязательно находились поэты, филологи, историки, законоведы, врачи,
переводчики и
каллиграфы. Халиф ал-Мамун заплатил переводчику Хунайну ибн Исхаку столько
золота, сколько
весили переведенные им сочинения. А за "Историю древних арабских царей"
ал-Мамун подарил
ее автору ал-Асмаи земельный участок. Конечно, переводы с древнегреческого,
древнееврейского
и персидского сообщили мощный импульс развитию арабской науки, но при этом
показательно,
что собственно арабо-мусульманская, или исламская, философия (метафизическая в
нашем
понимании) почти не развилась, в то время как в области естествознания арабам
не было равных.
И, в этом отношении, они в течение столетий оставались наставниками европейцев.
Практическая направленность является характерной чертой арабской научной мысли.
Арабы
дали полное описание всех - от Испании до Туркестана и устья Инда - стран, с
обстоятельным
перечислением населенных пунктов, с характеристикой культурных земель и пустынь,
с указанием
ареалов распространения видов растений и животных, а также залежей полезных
ископаемых. Их
интересовали не только физико-географические или климатические условия, но в
равной степени
быт, промышленность, культура, язык, религиозные учения. Эти познания далеко
выходили за
пределы Халифата и известного древним грекам мира.
Мухаммед ибн Муса ал-Харизми, один из первых багдадских математиков (ум. после
846 г .),
предварил свой знаменитый алгебраический трактат, посвященный халифу ал-Мамуну,
следующими словами: "Я составил краткую книгу об исчислении алгебры и
альмукабалы,
заключающую в себе простые и сложные вопросы арифметики, ибо это необходимо
людям при
дележе наследства, составлении завещаний, разделе имущества и в судебных делах,
в торговле и
всевозможных сделках, а также при измерении земель, проведении каналов,
инженерном
искусстве и прочих разновидностях подобных дел". Также и звездные каталоги
ал-Баттани и
Абдаррахмана ас-Суфи, относящиеся к X веку, представляют собой расчеты лунного
календаря,
определения времени молитвы и поста, направления киблы.
Главным предметом исторических трудов была история исламской общины, отраженная
в
деяниях ее правителей. История в арабском понимании представляет собой
реализацию замысла
Всевышнего по управлению человечеством, а историк, в назидание потомкам,
фиксирует все
доброе и дурное в этой реализации, осуществляемой людьми. Автором первого
исторического
сочинения, посвященного арабским завоеваниям, под названием "Футух ал-Булдан"
("Завоевание
стран") был Ахмед ибн Йахйа ибн Джабир ал-Балазури. Книга описывает все военные
походы,
предпринятые арабами в VII-VIII веках. Она состоит из девяноста глав, каждая из
которых
посвящена одному событию. "Относительно завоеваний мы не знаем сочинения
лучшего, чем его
книга", - писал историк X века ал-Масуди.
Ахмед ал-Балазури (812-892) родился и вырос в Багдаде. Он был переводчиком
|
|