|
сь торговые пути со всего
света. В конце
VIII века город перешагнул с западного берега Тигра на восточный, где был
построен новый район
Русафа. Три понтонных моста соединяли эти части столицы. К середине IX века
Багдад, занимая
площадь в четыре тысячи гектаров, превосходил своими размерами и
Константинополь ( 1400 га ),
и Рим ( 1366 га ). Город получил еще одно название: "Дар ас-селям" - "Обитель
мира".
Аббасиды строили и другие города. Среди них - Рафика, город на берегу Евфрата,
рядом с
древней Раккой. Халиф ал-Мансур построил Рафику в 772 году для своего
наследника ал-Махди.
В том же году Куфа и Басра были окружены крепостными стенами, При таком размахе
строительства нигде в исторических сочинениях не встречается упоминаний об
использовании
рабского труда. Труд наемных рабочих оплачивался настолько хорошо, что
крестьяне даже
оставляли свои поля, чтобы подработать на стройке.
Последнее грандиозное строительство Аббасидов - основание еще одной резиденции,
Самарры, на сто двадцать километров выше Багдада, по левому берегу Тигра. Эту
кратковременную столицу Халифата время превратило в руины, по которым ныне
трудно
представить блеск и величие великолепного города.
Много городов строилось в Северной Африке, в Испании. Крупнейшие среди них -
Фес,
основанный в 807 году, Оран, основанный в 903 году, Кордова. В Египте рядом с
Фустатом
фатимиды выстроили собственную резиденцию ал-Кахира ("Победоносная"), или Каир,
а Фустат
получил название Старый Каир. Поздний Омейядский и Аббасидский халифаты дали
мусульманскому миру пять веков мирного существования и безопасные экономические
отношения
со всем миром. Если не считать грандиозные столицы-резиденции, то в среднем на
каждые триста
квадратных километров империи приходился город. В плотно заселенных местах их
было гораздо
больше, так что с минарета пятничной мечети можно было со всех четырех сторон
увидеть
соседние города. По сведениям средневековых географов, в Халифате насчитывалось
до пятисот
городов, не считая селений. Такой экономический подъем и духовный расцвет на
столетия
опередил европейское Возрождение. В Западной Европе лишь французский двор,
начиная с
Людовика XIV, мог соперничать с Аббасидским, дворцовый квартал которого в
Багдаде тянулся
вдоль Тигра на целый километр.
При дворе халифа служило десять тысяч человек. Халиф ал-Мутадид, например,
подсчитал,
что на самые необходимые расходы по содержанию двора и гвардии ему необходимо
семь тысяч
динаров ежедневно. Гарнизон Багдада насчитывал тридцать тысяч человек. За
порядком в
столице следило девять тысяч конных и пеших полицейских. Кроме того,
государственное
содержание получали потомки Пророка, Али, сподвижников Пророка, Аббаса ибн Абд
Мутталиба,
министры, чиновники, свита главного визиря. Можно сказать, что не менее
четверти населения
столичных городов было связано с расположением в этих городах резиденций
высокопоставленных лиц. Но главным центром жизни мусульманского города являлись
базары. По
сведениям историка Ибн Асакира, в Дамаске насчитывалось сорок базаров. Торговля
тканями
считалась самым достойным для благочестивого человека занятием. Торговцем
тканями был даже
Абу Ханифа, основатель одного из мазхабов фикха , крупнейший теоретик
мусульманского права.
При огромном размахе торговли в империи уже тогда существовала система расч
|
|