Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Азии :: Т.Ю. Ирмияева - ИСТОРИЯ МУСУЛЬМАНСКОГО МИРА ОТ ХАЛИФАТА ДО БЛИСТАТЕЛЬНОЙ ПОРТЫ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 155
 <<-
 
тов,
 которая 
в Европе гораздо позднее получила название банковской; осуществлялись 
вексельные операции и 
безналичные расчеты. Впрочем, предпосылки этой системы существовали у арабов 
еще в 
домусульманские времена. 

Кроме градостроительства, в Халифате активно велись землеустроительные работы - 

сооружались оросительные системы и судоходные каналы. Евфрат был соединен с 
Персидским 
заливом, что сделало Басру гаванью. 

Что касается границ Халифата, то на протяжении столетий больше не 
предпринималось 
попыток их расширения, если не считать похода военачальника Зийада ибн Салиха 
против 
китайцев, вторгшихся в 751 году; в пределы Хорасана. Арабский отряд одержал 
победу в 
сражении на реке Таласе и захватил в плен двадцать тысяч китайцев. 

754-775 

Халифат ал-Мансура 

Сразу после смерти халифа ас-Саффаха раскрылись интриги его дяди, в которых 
оказался 
замешан и Абу Муслим, возглавивший в свое время поход за передачу Аббасидам 
прав на 
халифат. Абу Муслима, измена которого была доказана, пригласили в резиденцию 
халифа, где он 
и был убит. 

Абу Джафар, брат халифа ас-Саффаха, при вступлении на престол получил титул 
ал-Мансур 
("Победитель"), При нем власть халифа продолжала укрепляться посредством 
введения системы 
строгого контроля: все высшие чиновники и генералитет в Халифате были 
подотчетны лично 
халифу. Проводились мероприятия по охране путей следования паломников и купцов, 
строились 
сторожевые посты и небольшие укрепленные поселения, рибаты . 

Ал-Мансур, как и все халифы этой династии, покровительствовал ученым, поэтам и 
художникам-каллиграфам. Первые арабские филологи жили при ал-Мансуре: Сибавейхи 
и ал-
Халил в Басре, ал-Кисаи в Куфе. Ал-Кисаи впоследствии стал учителем сыновей 
халифа ал-
Махди. Именно при ал-Мансуре поэт и ученый Асмаи собрал поэтическую 
сокровищницу лирики и 
легенд древнеарабской героической эпохи, сопроводив ее грамматическими и 
стилистическими 
комментариями, а другой поэт, Халеф ал-Ахмар, даже сочинял стилизации под 
древнеарабскую 
поэзию. Рузбех ибн ал-Мукаффа собрал и перевел на арабский язык персидский и 
индийский 
сказочный фольклор, а также "Шах-намэ" ("Книга царей") - иранский героический 
эпос. 

Переводить Коран на другие языки считалось невозможным, поскольку даже 
наималейшие 
неизбежные отклонения от первоначальных значений слов были недопустимы. Поэтому 

основательное изучение арабского языка во всей его сложной многогранности стало 
долгом 
каждого мусульманина. Возникла необходимость в теории языка, и она была 
разработана почти в 
то же время, когда Малик ибн Анас составлял свой сборник хадисов "Ал-Муватта". 
Тогда же Ибн 
Исхак, родоначальник арабской историографии, закончил жизнеописание Мухаммеда. 
С большим 
размахом и при полной поддержке властей велась работа по переводу книг 
древнегреческих 
философов. Эллинская мудрость оказалась воспринята арабами с удивительной 
полнотой, 
свободой и верностью понимания, что свидетельствует о необычайно развитом, 
богатом и гибком 
арабском языке. Вместе с тем не прекращались попытки свергнуть законного ха
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 155
 <<-