|
решло к турецким султанам
Османам.
Потомки Аббасидов и до сегодняшнего дня живут в Турции и Ост-Индии.
Историческая касыда
Али ибн ал-Джахма сохранила для потомков рассказ о том, что "нечестия и
несправедливости
Омейядов", нарушавших установления Пророка и Корана, привели к победе Аббасидов.
750-1258
Пять вeков исламской цивилизации
Халифы Аббасиды ввели систему почетных титулов - алкабов (лакаб - ед.ч.) для
наследников
власти. Имена халифов этой династии и представляют собой высшие титулы,
полученные ими при
вступлении на престол.
При Аббасидах завоевательные походы почти не предпринимались, только халифы
ал-Мамун
и ал-Мутасим успешно воевали в Анатолии. Так называли в те времена Малую Азию,
которую
византийские императоры использовали в качестве плацдарма для нападения на
Армению и
Азербайджан.
На протяжении столетий правления Аббасидов отмечается стабильность всесторонне
развитой средневековой исламской цивилизации. Необыкновенно высокого уровня
достигли
естественные науки, философия, литература, теология. Бурно развивалась
экономика и торговля
в Иране, Ираке, Египте, Испании, Индии. Прочные торговые связи установились с
Восточной
Европой, Дальним Востоком, Китаем, Центральной Африкой. Глава исламского
государства -
халиф - являлся гарантом веры, справедливого суда и защиты населения страны от
внешнего и
внутреннего врага. Халиф назначал верховных судей, руководил "войной на пути
Аллаха",
контролировал правильность налоговых сборов и расходования средств из казны,
управляя
специально созданным для этого административным аппаратом. Административное
управление в
Халифате можно оценить как мощную структуру, охватывающую все стороны жизни
подданных
государства. Халиф располагал необходимыми средствами для поддержания порядка
внутри
страны и отражения агрессии извне. В мусульманском обществе не существовало
сословных
барьеров; любой инициативный честный человек мог рассчитывать на поддержку, а с
людьми
бесчестными, отступниками и лжецами расправа была короткой, что породило много
легенд о
жестокости властей в Халифате, создателями которых были, как правило, иноземные
путешественники и купцы.
Ввиду обширности территорий Халифата практиковалось применение права
наследственного
управления той или иной провинцией государства. Так, например, в 759 году халиф
ал-Мансур
поручил Мухаммеду ибн Ашасу вернуть берберов, впавших в ересь, под, власть
Халифата. У
Мухаммеда ибн Ашаса был в хорасанском ополчении некий военачальник Аглаб,
проявивший себя
в сражениях как талантливый командир. Сын Аглаба, Ибрахим, уже получил право
управлять
провинцией Ифрикийей с обязательством вносить в казну определенную сумму налога.
В случае
злоупотреблений халиф либо сам смещал такого "династа", либо поручал соседнему
наместнику
наказать провинившегося.
Практику наследственного управления крупными городами и провинциями Халифата в
случае,
когда имелся достойный кандидат, "добросовестные" европейские и неевропейские
историки
безнадежно путают с феодальными династиями средневековой Европы. И это при том,
что по
существу сходства нет никакого. Феодал мог произвольно устанавливать сумму вид
налогов,
размер дополнительных поборов, лишать по
|
|