|
ариата и толкований к Корану на языке тюркском, персидском или
румийском, а
арабского не знает, все равно он является человеком возвышенного знания.
Конечно, лучше, если
он знает арабский! Всевышний ниспослал Коран на арабском, и Мухаммед - будь над
ним
благословение и мир Аллаха! - был арабом. А если у государя будет блеск
небесного величия,
державность и вместе с тем возвышенное знание, то он приобретет счастье двух
миров, ибо не
совершит ни одного поступка без знания, ни в чем не уступит неведению".
Халифы Аббасиды
747-750
Восстание Аббасидов
При халифе Хишаме обстановка стала вновь накаляться: возвращение незаконных
налогов
провоцировало сопротивление, которое нужно было подавлять силами армии. Это
вело к еще
большему увеличению налогового бремени из-за увеличения расходов на содержание
войска,
чиновников и шпионов. Недовольные такой внутренней политикой Халифата, Северная
Африка и
Испания отложились от Дамаска и провозгласили свою независимость. В 741 году
халиф послал
на их усмирение тридцатитысячное войско. Берберы пропустили его далеко на запад,
а затем
окружили и разбили. Это было третье сокрушительное военное поражение Омейядов
после
константинопольского и битвы при Пуатье. Но Омейяды всегда слишком полагались
на военную
силу и ничего не жалели для ее наращивания.
Волновался и Хорасан. Ценой непрестанных войн халиф Хишам добился
относительного
спокойствия. Следующий после Хишама халиф - ал-Валид II - был убит вскоре после
принятия
присяги. Наследовавший ему Йазид III почти сразу умер. Следующий претендент на
халифат,
Ибрахим, отрекся от престола.
Жители Дамаска присягнули Мервану II, правившему в 744-755 годах, - последнему
Омейяду,
фанатично отстаивавшему династические права рода. Его упрямство было
несокрушимым, за что
он и получил свое прозвище ал-Химар (Осел). Казалось, что в этот период весь
Халифат охватила
жестокая междоусобица.
Усилия по возвращению дому Пророка права на высшую власть закончились тем, что
Абу
Муслим, главный проповедник Аббасидов, развернул в городке Сефизендж,
неподалеку от Мерва,
черное знамя Аббасидов в противоположность белому - Омейядов. Из Сефизенджа
мощная волна
восставших во главе с Кахтабом ибн Шебибом двинулась на Дамаск. Занимая города
и выбивая
гарнизоны из крепостей, они приближались к Куфе. После гибели Кахтаба его место
занял сын
Хасан.
Мерван II был разбит у Мосула и бежал в Сирию. Дамаск сдался 5 мая 750 года, и
Мерван II
нашел прибежище в Египте. Собравший армию, но вновь разбитый при Бусире, халиф
был выдан
повстанцам и казнен 18 августа того же года. Все Омейяды также были казнены.
Так сбылось
пророчество Мухаммеда о переходе власти халифа к потомкам Аббаса.
Абу Фадл Аббас ибн Абд Мутталиб ал-Гашими - дядя Мухаммеда - был предпоследним
из
многочисленных сыновей Абд Мутталиба. Он родился от Нутаилы в 566 году в Мекке.
Хранитель
священного источника Земзем, он принял ислам, и благодаря ему многие знатные
курейшиты
стали мусульманами. Дядя Пророка и Али добровольно взяли на себя обязанность
омовения тела
умершего Мухаммеда. Аббас ибн Абд Мутталиб скончался в 652 году, окруженный
величайшим
уважением.
Старший из четырех сыновей Аббаса, Абдаллах ибн Аббас, стал родоначальником
династии
Аббасидов, которая в 750 году в лице праправнука дяди Пророка - Абдаллаха ибн
Мухаммеда ибн
Али ибн Абдаллаха ибн Аббаса ибн Абд Мутталиба ал-Мустасима - была свергнута в
Багдаде
монголами в 1258 году, после чего Аббасиды, спасшиеся бегством в Египет,
правили Халифатом
из Каира до 1517 года, когда право на халифат п
|
|