|
Также халиф отменил налог харадж с горожан, поскольку это был поземельный
крестьянский налог. Все деньги, собранные незаконным путем, были возвращены. Но
поскольку
государственные чиновники уже привыкли к безаконию, то и при Умаре II они
продолжали красть
под видом возвращения денег пострадавшим от произвола. Таким образом казна
опустела.
С другой стороны, воспрянули духом шииты, видя столь решительную перемену в уме
и душе
халифа. Они снова заговорили о законных правах Алидов на халифат. Умар II не
препятствовал
этому брожению умов, пока действия шиитов не переступали границ дозволенного.
Умар II отменил проклятие халифа Али. В свое время ал-Хаджжадж потребовал от
мусульман
во время пятничной молитвы повторять публичное проклятие имени Али,
провозглашаемое с
минбаров, и казнил всех, кто отказывался делать это.
Также и потомки Аббаса ибн Абд Мутталиба, дяди Мухаммеда, стали вести работу по
возвращению Халифату законного правителя. Сын Аббаса, Абдаллах, выступал на
стороне Али в
его споре с Муавийей. После третейского суда Абдаллах удалился в Мекку, а затем
перебрался в
Таиф. Абдаллах ибн Аббас был первым толкователем Корана и пользовался у
современников
великим почетом. Его сын Али ибн Абдаллах, живя в Дамаске, проявлял
чрезвычайную
набожность - иногда в молитве он проводил целые дни. Халиф ал-Валид I выслал
его из Дамаска,
и Али ибн Абдаллах поселился в местечке к югу от Мертвого моря. Именно здесь во
времена
халифа Сулаймана, как гласит легенда, Абдаллах, сын Мухаммеда ибн ал-Ханафийя,
внук халифа
Али, торжественно передал права Алидов на халифат Мухаммеду, сыну Али ибн
Абдаллаха.
Впоследствии сын Мухаммеда, Абдаллах ибн Мухаммед ибн Али ибн Абдаллах ибн
Аббас,
родившийся в 722 году, претендовал на титул халифа. Аббасиды выдвинули лозунг:
"Халиф - из
семьи Пророка".
В разгар всех этих событий халиф Умар II внезапно умер. После кратковременного
правления
Йазида II, халифом стал сын Абд ал-Малика - Хишам, правивший 724-743 годах.
Вернулись к
прежним способам государственного управления, установленным его отцом и
ал-Хаджжаджем.
При халифе Умаре II в 719 году арабы завоевали провинцию Согд. Согдийцы, не
принявшие
ислам, ушли в верховья реки Заравшан и по ее притокам - в южном и северном
направлениях.
Халиф Умар II избегал администрирования. Амил города Химса в Сирии написал
халифу:
"Разрушилась стена крепости Химса, надо ее поправить. Как распорядится
повелитель
правоверных?" Умар II написал в ответ: "Устрой крепости Химса стену из
справедливости, очисти
дороги от грабителей и страха, тогда не будет нужды в глине, кирпиче, камне и
извести".
Халиф Умар II в силу своей простоты, очищающей веру, и мудрости был чрезвычайно
популярен у берберов. Притягательность такого образа правления так передал
ученый-законовед
Абу Сайд Хасан ал-Басри (ум. в 728 г .): "Не тот мудрый, кто больше знает
по-арабски и владеет
большим числом изящных выражений и слов арабского языка. Мудрец тот, кто сведущ
в каждом
знании. Для этого годится всякий язык, который знаком. Если кто-либо будет
знать все
предписания
|
|