|
но и
сообщества иноверцев. Налог с таких подданных ( джизъя ) был определен в один
динар в год с
каждого взрослого мужчины, а государство со своей стороны брало на себя
обязательство
обеспечивать их безопасность и правовую защиту. Так же и налогообложение
мусульман было
определено в соответствии с предписаниями Аллаха, данными в откровениях.
В марте 632 года Мухаммед совершил хаджж в сопровождении четырнадцати тысяч
паломников. В своей проповеди он сказал, что пророческая миссия, возложенная на
него Аллахом,
закончена. Вероятно, Мухаммед чувствовал, что силы его на исходе. Он еще раз
напомнил
собравшимся, что "...жизнь и собственность мусульман неприкосновенны,
ростовщичество
запрещается, доисламские счеты кровной мести отменяются, все мусульмане -
братья друг
другу и должны заботиться о взаимном благе. В году должно быть только 12
месяцев по 29 и
30 дней, вставные дни - грех. В святых местах недопустимо поклонение идолам" .
Возвратившись в Медину, Мухаммед совершил множество добрых дел. Но в начале
июня он
слег, стал бредить. Седьмого июня он очнулся и попросил письменные
принадлежности, чтобы
продиктовать послание, которое навсегда предохранило бы его последователей от
заблуждений.
Однако вскоре Мухаммед опять впал в забытье. На следующий день он неожиданно
поднялся и
прошел в мечеть. Там он тепло попрощался с собравшимися. Тринадцатого раби
ал-авваля 11
года хиджры (8 июня 632 года) Мухаммед к безграничному горю верующих умер.
Мухаммед
похоронен в Медине, его гробница стала второй святыней ислама и местом
паломничества.
Еще при жизни Мухаммед был признан Пророком. По свидетельству историка
Шахрастани,
предсказание о появлении Мухаммеда содержится и в Зенд-Авесте; оно было сделано
самим
Заратустрой. Весть об этом принес ему ангел Суруш, которого христиане называют
Гавриилом, а
мусульмане Джабраилом.
Источниками для описания жизни Мухаммеда являются Коран и хадисы. В конце
первого века
хиджры появились письменные биографии Пророка, основанные на преданиях, но
сохранились из
них только выдержки в более поздних текстах. Из дошедших до нас биографий
Мухаммеда самая
ранняя - "Сирет ар-Ресул" Ибн Исхака - дошла в редакции Ибн Хишама. Достоверные
выписки из
Ибн Исхака есть у ат-Табари. Современник Ибн Хишама Вакыдий (ум. в 823 г .)
составил "Китаб
ал-Мегази" ("История Мухаммеда после хиджры"), а также "Табакат". Обе книги
были
отредактированы его секретарем Ибн Садом, известным еще по прозвищу Катиб
ал-Вакыди.
Наместники Пророка - халифы,
идущие прямым путем
632-634
Халифат Абу Бекрa. Преодоление ридды
С точки зрения классического ислама кульминационный момент всемирной истории
завершен
со смертью Пророка. Умма Мухаммадийа, с последних лет жизни Пророка именуемая
джамаа,
представляла собой сплоченное единство. Это была жизнь общины, формируемая
заповедями
Корана, создавшая образец праведного существования и выявившая категории, на
основании
которых мог быть решен вопрос о преемниках Мухаммеда.
Мухаммед не оставил наследников мужского пола. Его сыновья умерли в раннем
возрасте, а
приемный сын Зайд ибн Харис был убит в сражении при Муте. Во время своей
последней болезни
Мухаммед поручил Абу Бекру пр
|
|