|
дставлять его на общей молитве. Именно в том,
чтобы быть
представителем Посланника Аллаха - халифат расуль Аллах, - увидел Абу Бекр свою
миссию.
Назначение Абу Бекра халифом (букв. "идущий по стопам Пророка") было
произведено при
помощи выборов и узаконено присягой, принесенной мусульманами путем рукопожатий,
причем
присутствовавшие могли принести присягу и за отсутствовавших родственников.
Вместе с тем был
момент, когда принявшие ислам бедуины посчитали себя свободными от обязательств
перед
уммой, которые они рассматривали как обязательства перед Мухаммедом. Тем не
менее это
отпадение (ридда) не сопровождалось возвращением к язычеству. Меньше чем за год
ридда была
побеждена, равно как и ересь в лице активизировавшегося после смерти Мухаммеда
лжепророка
Масламы.
В арабской истории Маслама известен как Мусейлима ал-Каззаб - лжец Масламишка.
Этот
проповедник родился и вырос в Неджде, долгое время выдавал себя за святого и
имел
приверженцев. Когда Мухаммед стал широко известен, Мусейлима посетил его вместе
с
представителями племени ханифа. В 631 году он написал Мухаммеду напыщенное
письмо "от
пророка к пророку" с предложением поделить между собой территории влияния.
Мухаммед
ответил: "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного. От Мухаммеда Пророка к
Мусейлиме ал-
Каззаб. Мир тому, кто следует по правильному пути. Воистину, земля принадлежит
Аллаху, и
наследует землю тот из Его рабов, которого Он захочет. Благоприятный исход
принадлежит
благочестивым".
В 633 году халиф Абу Бекр направил против Мусейлимы отряд во главе с Халидом
ибн ал-
Валидом, который рассеял сторонников лжепророка. Маслама в этом сражении был
убит.
За два года халифата Абу Бекра положение ислама в Аравии упрочилось. В состав
уммы
вошли территории Бахрейна, Южной Аравии - Оман, Хадрамаут, а также часть Ирака
и Сирии.
Расширение земель ислама, дар ал-ислам, шло с колоссальным успехом. В начале
633 года
арабы под предводительством Мусанны ибн Хариса вторглись в Месопотамию и в
марте заняли
Хиру, бывшую столицу Лахмидов. Одержав победу в "цепном бою", названном так
потому, что
персы в передних рядах связывали себя цепями, Мусанна переправился через Евфрат.
В мае того
же года другой арабский полководец, великий Халид ибн ал-Валид, одержал победу
над персами
при Улейсе. В начале 634 года его войско было отправлено на завоевание Сирии.
Южная Палестина пала в то же время, что и Хира. Победа в сражении при
ал-Аджнадайне в
июле 634 года открыла арабам путь в глубь провинции.
Таким образом, очень быстро ислам получил международное распространение и
оказал
огромное влияние на дальнейшую историю Ирана и сопредельных стран.
Тридцатилетнее
правление первых четырех халифов - Абу Бекра, Умара ибн ал-Хаттаба, Усмана ибн
Аффана и
Али ибн Абу Талиба - стало периодом обширных арабских завоеваний.
Так случилось, что VII веку для Ирана, Сирии, Египта, Северной Африки и Испании
суждено
было стать столетием великих потрясений и перемен. Завоевания арабов-мусульман
в VII-VIII
веках по всемирно-историческому значению их последствий стоят в одном ряду с
походами
Александра Македонского и великим переселением народов в Европе. Последствия
эти -
возникновение существующих и поныне государств Арабского Востока и создание
арабо-
мусульманской культурно-исторической системы, предопределившей развитие
европейской
цивилизации.
Начало VII века ознаменовалось ужесточением борьбы между Византией и
Сасанидским
Ирано
|
|