Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Азии :: Алексей Алексеевич Вигасин - История Древнего Востока
 [Весь Текст]
Страница: из 78
 <<-
 
Алексей Алексеевич Вигасин
История Древнего Востока
      Предисловие 
      Курс истории Древнего Востока под тем или иным названием («Древний 
Восток», «Древняя история стран Азии и Африки», «Классические цивилизации 
Востока») преподается во многих высших учебных заведениях. Для будущих 
философов или филологов он является одной из общеобразовательных дисциплин, а 
для историков – важнейшим элементом профессиональной подготовки.
      Настоящее пособие рассчитано на студентов гуманитарных вузов. Оно 
включает в себя – в сжатой форме – основной материал, знания которого требует 
учебная программа. Автор стремится освещать общие проблемы на конкретном 
материале, тщательно отбирая факты и помня о том, что фундаментом исследования 
служат исторические источники.
      Образцы наиболее характерных источников приведены в приложении. 
Знаменитые литературные памятники (египетский «Рассказ Синухе», вавилонский 
«Эпос о Гильгамеше», еврейская «Книга пророка Исайи», индийские надписи царя 
Ашоки) дают яркое представление о цивилизациях Древнего Востока.
      Изложение по регионам (Египет, Передняя Азия, Средний Восток, Южная и 
Восточная Азия) позволяет показать особенности исторических судеб отдельных 
областей и народов. Однако в то же время автор стремится проследить общие 
закономерности развития и выделить основные его этапы. Особое внимание автор 
уделяет культуре стран Древнего Востока.
      Книга может быть полезна не только студентам, но также преподавателям и 
школьникам, изучающим историю мировых цивилизаций.
      А. Вигасин
      Введение
      Понятие «древность» вошло в обиход с эпохи Возрождения. В то время его 
значение практически совпадало с греко-римским, античным периодом (лат. 
antiquitas и есть «древность»). Творцы Ренессанса рассматривали свое время как 
некое возрождение древности. Между древностью и ее возрождением царило мрачное 
средневековье.
      Для европейской культуры существовала еще одна древность – ветхозаветная. 
Органической связи последней с античностью, естественно, быть не могло, но в 
христианском сознании их сближало то, что обе они предшествовали Новому Завету. 
В старинных общих курсах древней истории можно встретить такую периодизацию: от 
Троянской войны до строительства храма Соломона, затем от строительства храма 
до греко-персидских войн и т. д. Авторы курьезным образом пытались скрестить 
Священную историю с преданиями так называемой классической древности.
      Священная история, естественно, начиналась с сотворения мира, греческая 
же – с «Илиады» Гомера. Все, что было до Троянской войны, терялось в тумане 
мифов. Говоря о древнейшем прошлом стран Ближнего Востока, можно было только 
пересказывать легенды, сохранившиеся в «Истории» Геродота, а об Индии и Китае 
приходилось довольствоваться поздней или совершенно фантастической информацией. 
Концом древности признавали обычно появление христианства (а позднее – 
нашествие варваров и гибель Западной Римской империи в V в. по христианскому 
летосчислению).
      К серьезному изучению стран Востока приступили в эпоху Просвещения – в 
XVIII в. В то время иезуиты, жившие в Пекине, познакомили Европу с афоризмами 
Конфуция и удивительными «китайскими церемониями». Из Индии в Париж была 
доставлена загадочная рукопись, хранившаяся у выходцев из Персии – так 
называемых парсов, или зороастрийцев. Это была Авеста – собрание религиозных 
текстов древнего Ирана. Европейцы пытались найти в ней тайную мудрость пророка 
Зороастра. Сам язык Авесты напоминал им греческий и латынь. К концу столетия 
образованные чиновники британской администрации в Индии сумели убедить местных 
жрецов-брахманов ознакомить их со своими священными книгами на санскрите. 
Оказалось, что и в санскрите много общего с языками классической древности.
      Интерес к Востоку возрастал с расширением колониальной экспансии. 
Египетский поход Наполеона Бонапарта на рубеже XVIII–XIX вв. готовился как 
настоящая научная экспедиция. Специально прикомандированные к армии художники 
копировали старинные изображения и таинственные иероглифические надписи. Мотивы 
египетского искусства стали тогда общеевропейской модой (достаточно вспомнить 
Павловский дворец под Санкт-Петербургом). Из стран Ближнего Востока 
путешественники привозили образцы клинообразных надписей, которые нередко 
принимали всего лишь за причудливые орнаменты.
      В первой половине XIX в. в Египте стали проводить археологические 
раскопки – часто с большим размахом, но всегда без должного опыта и умения. 
Каждый университетский музей Европы гордился хотя бы крохотной коллекцией 
подлинных (а иногда и поддельных) египетских древностей. Собрания Лувра и 
Туринского музея в Италии можно назвать первоклассными.
      В 1822 г. француз Жан-Франсуа Шампольон (1790–1832) разгадал тайну 
египетской письменности с помощью греческого перевода иероглифической надписи, 
высеченной на Розеттском камне во времена династии Птолемеев. Он показал, что 
часть иероглифов имеет фонетическое, а не понятийное значение, т. е. следует не 
толковать их смысл, а просто читать.
      В распоряжении первых исследователей клинописи не оказалось билингвы 
(двуязычной надписи), но зато из трудов античных историков они прекрасно знали 
имена древних персидских царей. Гипотеза, согласно которой в одной из 
клинообразных надписей содержатся имена этих царей, позволила найти ключ к 
чтению самого простого вида слоговой клинописи – персидской клинописи.
      В середине XIX в. было доказано существование индоевропейской семьи 
языков. Были выработаны методы сравнительно-исторической лингвистики (изучение 
 
 [Весь Текст]
Страница: из 78
 <<-