|
санскрита сыграло при этом первостепенную роль). С того времени исследователи
получили возможность интерпретировать тексты на неизвестных языках, если только
удавалось доказать родство самих этих языков с уже известными.
В 30—40-е гг. XIX в. английский дипломат и востоковед Генри Роулинсон
(1810–1895) прочитал гигантскую клинообразную надпись, высеченную в конце VI в.
до н. э. по приказу персидского царя Дария I на Бехистунской скале. Одно и то
же содержание излагалось в ней на трех языках – древнеперсидском, аккадском и
эламском. Изучение Бехистунской надписи дало богатейший материал для
окончательной дешифровки клинописи – уже не только слоговой (персидской), но и
более сложной, словесно-слоговой (аккадской, или ассиро-вавилонской).
Сенсационные результаты принесли раскопки дворцов ассирийских царей в
Ниневии и Хорсабаде (VIII–VII вв. до н. э.). Британский музей обогатился
огромной коллекцией ассирийских рельефов, которая и поныне составляет гордость
Англии.
В конце XIX в. немецкая экспедиция провела образцовые раскопки Вавилона,
восстановив топографию столицы Нововавилонской державы VII–VI вв. до н. э.
Знаменитые Врата богини Иштар, украшенные разноцветными изразцами, стали
жемчужиной Переднеазиатского музея в Берлине. В Германию попал и найденный при
раскопках в египетской деревушке Эль-Амарне скульптурный портрет царицы
Нефертити – жены фараона-реформатора Эхнатона (XIV в. до н. э.). Замечательная
коллекция папирусов и первоклассных образцов египетского искусства была собрана
нашим соотечественником В. С. Голенищевым (1856–1947); ныне она принадлежит
московскому Музею изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.
В начале ХХ в. была открыта забытая еще в древности цивилизация хеттов,
создавших в середине II тысячелетия до н. э. великую державу на территории
современной Турции. К изумлению ученых, анализ клинописных хеттских документов
показал, что язык их не принадлежит к числу семитских, к которым относятся
языки большинства народов Передней Азии. В отличие от вавилонян, ассирийцев,
финикийцев, евреев хетты, несомненно, были индоевропейцами.
Тогда же французская археологическая экспедиция при раскопках г. Сузы,
столицы Элама (в Юго-Западном Иране), обнаружила черный базальтовый столб, на
котором высечены законы вавилонского царя Хаммурапи, жившего в XVIII в. до н. э.
Законы Хаммурапи – самый совершенный юридический документ Древнего Востока и к
тому же намного более древний, чем библейское (Моисеево) законодательство.
«Штандарт» из Ура. Сцены походов и пиров [Середина IIIтысячелетия до н. э.
]
После Первой мировой войны последовало сразу несколько сенсационных
археологических открытий. Говард Картер (1873–1939) нашел в Долине царей, около
г. Фивы, единственную не разграбленную гробницу египетского фараона – гробницу
Тутанхамона, юного наследника Эхнатона. В ней хранились бесчисленные сокровища,
дающие яркое представление об истории и культуре Египта эпохи Нового царства
(вторая половина II тысячелетия до н. э.).
История Древнего Востока (и одновременно всего человечества) постепенно
оказывалась все более древней. За открытием новоассирийских дворцов I
тысячелетия до н. э. последовала находка старовавилонских законов Хаммурапи
начала II тысячелетия до н. э. Раскапывая еще более глубокие слои поселений в
Месопотамии (между реками Тигр и Евфрат), археологи открыли культуру шумеров, о
которой греки не помнили уже во времена Гомера и Геродота. В гробницах
шумерского г. Ура Леонард Вулли (1880–1960) обнаружил удивительные памятники
ювелирного искусства III тысячелетия до н. э. – «штандарт» со сценами походов и
пиров и арфу, украшенную золотой головой быка с бородой, сделанной из лазурита.
В Северо-Западной Индии были найдены остатки крупных городов Хараппа и
Мохенджо-Даро, которые почти не уступали по древности гробницам Ура и пирамидам
Египта. Особенно поразил археологов уровень благоустройства домов, выстроенных
из обожженного кирпича, и технически совершенная городская канализация.
Раскопки возле г. Аньяна в Северном Китае и прочтение найденных там
иероглифических надписей на «гадательных костях» подтвердили информацию,
содержащуюся в древних китайских хрониках. История этой страны началась
значительно раньше времени Конфуция (551–479 гг. до н. э.): уже во второй
половине II тысячелетия до н. э. в среднем течении р. Хуанхэ существовало
государство Шан-Инь.
После Второй мировой войны удалось не только основательнее изучить уже
найденные источники – письменные и археологические. Существенно расширилась та
зона, где были обнаружены следы древних цивилизаций: в Закавказье и Центральной
Азии, в Южной Аравии и Восточном Средиземноморье, в странах Юго-Восточной Азии.
Археологи открывают все более и более глубокие слои: от изучения
земледельческо-скотоводческих культур VI–IV тысячелетий до н. э. ученые
переходят к VIII, IX, даже X тысячелетию до н. э. И тогда остро встает вопрос о
том, что же именно считать Древним миром и где проводить его границы –
хронологические и территориальные.
Видимо, исходить следует из того, что мы говорим об истории цивилизации
(от лат. civilis – гражданский), а не просто об археологических культурах.
Цивилизация – эпоха, которая следует за первобытностью. Есть определенные
признаки, которые свидетельствуют о наступлении данной эпохи: это прежде всего
изменение характера собственности, углубление социального расслоения, появление
территориальной организации общества, оформление публичной власти. Внешним
признаком цивилизации может служить появление письменности, связанное с
радикальными переменами как в социальных отношениях, так и в сознании людей.
Уже в конце IV – начале III тысячелетия до н. э. народы, жившие в долине
Ни
|
|