|
Хранители этого огня – наследственные жрецы передают из
поколения в поколение священные тексты Авесты.
Помимо замкнутой сословной группы ученых – жрецов огня, у древних иранцев,
согласно авестийским памятникам, были еще два сословия – военная знать,
сражавшаяся на колесницах, и народ. В понятие «народ» включалось не все
трудящееся население, а только экономически и социально самостоятельная его
часть. Ремесленники рассматривались как люди, занятые обслуживающим трудом, и
составляли нечто вроде четвертого, неполноправного сословия авестийского
общества. Они (как и рабы) не были допущены к отправлению общинного культа.
Относительно ранней истории иранцев наука, помимо трудно датируемых
текстов Авесты, располагает и другими источниками – именами иранского типа,
встречающимися в клинописных документах из Месопотамии. Такие имена в
памятниках последних столетий II тысячелетия до н. э. попадаются все чаще, и
потому можно предположить, что происходило расселение ираноязычных племен на
той территории, которая сейчас называется Ираном (а частично также на
территории Закавказья). Иранцы, смешиваясь с местным населением, воспринимали
его культуру, но передавали ему свой язык. В первой половине I тысячелетия до н.
э. в результате распространения иранских языков и диалектов шел процесс
иранизации всего Среднего Востока.
Основную территорию Иранского нагорья занимали племена мидийцев. Находясь
по соседству с Ассирийской державой и постоянно испытывая на себе ее давление,
они в VIII в. до н. э. консолидировались в Мидийское царство. Это государство
было обширным (оно простиралось от южного берега Каспия до Персидского залива),
но весьма рыхлым по структуре и пестрым по составу – и с этнической точки
зрения, и по уровню социального развития, и по типу хозяйственной деятельности
населения.
Немалое значение для политической истории всего региона имели набеги
степняков-кочевников (киммерийцев, скифов), благодаря которым в армиях Ближнего
и Среднего Востока появилась конница.
Персидская держава Ахеменидов
В число племен мидийского племенного союза, ставшего Мидийским царством,
входили, в частности, персы. Мидийцы и персы были настолько родственными
народностями, что античные авторы нередко смешивали их. Достаточно сказать, что
Геродот называет знаменитые греко-персидские войны мидийскими. Территория
Персиды (позднейшая провинция Фарс) располагалась на берегу Персидского залива,
в непосредственной близости от Элама, и эламское наследие оказало большое
влияние на соседей. Недаром впоследствии, уже создав огромную державу, персы
широко пользовались эламским языком и клинописью, а в столице Элама Сузах
располагалась одна из главных резиденций персидского царя.
В середине VI в. до н. э. персидский царь Кир II не только освободился от
мидийской гегемонии, но и подчинил себе все народы, которые прежде находились в
зависимости от мидийцев. Смутами в Мидии попытался воспользоваться лидийский
царь Крез, с тем чтобы расширить свои владения на востоке Малой Азии. Однако в
547 г. до н. э. лидийские войска были разбиты, а Крез осажден в своей столице г.
Сарды. Вскоре вся территория Малой Азии вошла в состав Персидской державы –
вплоть до побережья Эгейского моря, где находились греческие города.
Теперь в Передней Азии оставалась лишь одна великая держава, еще не
побежденная персами, – Нововавилонское царство, занимавшее территорию не только
Месопотамии, но и Восточного Средиземноморья (со времен завоеваний
Навуходоносора II). Сложная для Вавилонии международная ситуация усугублялась
внутренней борьбой: царь Набонид находился в таких напряженных отношениях с
политической элитой города, что удалился из столицы и жил в оазисе Тейме в
Аравии. Вавилонскими войсками командовал его сын, которого библейская «Книга
пророка Даниила» называет Валтасаром.
В 539 г. до н. э. вавилонская армия была разбита персами, и Кир
торжественно вступил в великий город. Не отдав Вавилон на разграбление, он
явился в главное святилище и принял власть из рук жрецов верховного бога
Мардука. В специальном манифесте, обещая «мир и спокойствие городу», Кир II
обвинил Набонида в недостаточном внимании к вавилонским богам и провозгласил
себя их заступником и законным царем всей Вавилонии.
Повсюду, где побеждали персидские войска, Кир II вел себя необычайно
мягко, совсем не так, как правители Ассирии и Вавилонии. Дело, видимо, в том,
что само персидское государство лишь только формировалось в период этих войн.
Политическая элита персов еще не была избалована роскошью и не стремилась к
безудержному грабежу покоренных народов. Царь жаждал скорее славы, чем
обогащения, довольствуясь изъявлением преданности и приносимыми ему дарами. Так
и была в необычайно короткое время создана держава, равной которой по размерам
еще не знала мировая история. Персидского царя и древние, и современные
историки называют Киром Великим.
Кир происходил из персидского рода, основателем которого считался некий
Ахемен. Поэтому его самого и его преемников именуют Ахеменидами. После смерти
великого завоевателя (по преданию, он погиб в 530 г. до н. э. в ходе войны со
среднеазиатскими кочевниками-массагетами) на престол вступил его старший сын
Камбиз. Он стремился продолжать экспансионистскую политику отца и в 525 г. до н.
э., разбив войска последнего саисского фараона, захватил Египет. Но после
этого военное счастье изменило ему, и походы в Нубию и Ливийскую пустыню едва
не окончились для него крахом. Египтяне, вдохновленные этим, стали бунтовать
против завоевателей, и тогда Камбиз перешел к политике жестоких репрессий.
Некоторые древние историки даже утверждали, что он впал в безумие.
Между тем длительное отсутствие царя, пребывавшего в далеких заграничных
походах, создавало политическую неустойчивость в центре огромной державы.
Престол Ахеменидов за
|
|