|
ываются идеограммами. Идеограммы бывают и более сложные, основанные на
ассоциациях идей. Так, иероглиф, изображающий пару ног, выражает идею хождения,
а изображение посоха служит символом власти.
Но наряду с идеограммами в иероглифике появляются такие знаки, которые
следует не «понимать по смыслу», а читать чисто фонетически. Образуются они из
тех же рисунков. Например, иероглиф «хлеб» читался как «т», потому что в
египетском языке слово «хлеб» включало один этот согласный звук (и какие-то
гласные звуки, но гласных древнеегипетского языка мы практически не знаем, и
огласовка слов, в том числе имен собственных, в египтологических трудах
довольно условна). По той же причине иероглиф «рот» использовался как буква «р»
в любом слове, в котором этот звук встречался. По-египетски слово, означавшее
«рот», состояло из одной согласной «р» и неизвестных нам гласных. Знак «дом»
(на изображении вид сверху: схема простейшего жилища со стенами и единственным
входом) мог применяться при написании любого слова, в состав которого входило
сочетание согласных «п» и «р», поскольку по-египетски слово «дом» звучало
примерно как «пер».
Это значит, что письменный знак теряет связь с самим изображаемым
предметом и ассоциируется лишь с теми сочетаниями звуков, из которых состоит
слово, служащее его наименованием. Таким образом, письмо получает возможность
передавать звуки и слова языка. Если мы вдумаемся в механизм перехода от
изобразительного и понятийного знака (пиктограмма, идеограмма) к фонетическому,
то поймем, что принцип его действия нам давно знаком: он используется в наших
ребусах. Оказывается, ребус – не просто детское развлечение, а тот инструмент,
с помощью которого сделано величайшее изобретение в истории человечества.
В самых первых системах письма – а к ним принадлежит и египетская
иероглифика – знаки могут использоваться в нескольких функциях. Во-первых,
сохраняются многочисленные понятийные знаки – идеограммы, во-вторых,
употребляются фонетические знаки (в Египте – для выражения согласных и их
сочетаний). Наконец, есть еще особые значки, так называемые детерминативы
(определители), которые призваны разъяснить читателю, к какому классу предметов,
лиц или явлений принадлежит стоящее рядом слово. Как и любое другое
словесно-слоговое письмо, египетскую иероглифику нельзя просто читать. Текст
необходимо анализировать, определяя функцию каждого иероглифа: идеограмма ли
это, детерминатив или фонетический знак. Лишь последний читается более или
менее однозначно, прочтение же идеограммы зависит от этого «фонетического
дополнения».
Мы тоже иногда пользуемся сходными методами, прибегая к сокращениям на
письме. Например, сочетание «1-й» наверняка будет прочитано как «первый», где
цифра играет роль понятийного знака, за которым следует «фонетическое
дополнение». Если заменить одно «дополнение» на другое, скажем, «-й» на «-ный»,
то с той же «идеограммой» единицы кто-то, возможно, прочитает его как
«единственный». Но то, что в алфавитном письме выглядит исключением, в
словесно-слоговом является нормой.
Изобретение письма оказывает самое существенное воздействие на развитие
культуры. Письмо не только помогает передаче и сохранению информации, но и
радикально меняет сам характер последней. Письменность способствует
формированию абстрактного понятийного мышления. Выделяется и особая социальная
категория писцов – знатоков письменной традиции, хранителей духовной культуры
данной цивилизации.
Иероглифика не была единственной формой египетской письменности. На ее
основе появились иератика («священное письмо», как называли его древние греки),
в знаках которой уже трудно угадать первоначальную форму рисунков, и так
называемое народное письмо (демотика), похожее на нашу стенографию. Начертания
могут меняться до неузнаваемости, другим становится соотношение понятийных и
фонетических знаков, но базовые принципы письма сохраняются до самого конца
древнеегипетской цивилизации. В Позднем Египте все три системы сосуществовали:
в быту пользовались демотикой, старинную классическую литературу переписывали
на свитках папируса иератикой, а чеканные иероглифические надписи высекали на
священных сооружениях и статуях.
Египет отличается стойкой традиционностью, постоянным обращением к
прошлому. Самые ранние египетские анналы (ежегодные записи) почти не уступают
по древности великим пирамидам. Это знаменитый Палермский камень (названный так
по месту хранения в музее итальянского города Палермо). Любопытно, что на
Палермском камне (плита размером 43 х 25 см) делались записи не только о
политических событиях, но и о природных явлениях – прежде всего о высоте
подъема воды в Половодье. Жизнь обитателей долины Нила зависела от разливов
реки, и египетские жрецы веками и тысячелетиями вели соответствующие наблюдения.
В конце IV в. до н. э., когда после смерти Александра Македонского на
египетский трон вступила греческая династия Птолемеев, новые хозяева
заинтересовались историческим прошлым страны, в которой им отныне суждено было
править. По поручению одного из Птолемеев египетский жрец Манефон, собрав
древние предания и документы, составил общую историю Египта начиная с
незапамятных, мифических времен. Он разделил ее на три больших периода –
Древнее царство, Среднее царство и Новое царство, а всех правителей Египта
объединил в 30 династий. Труд Манефона, написанный по-гречески, сохранился в
пересказах позднейших античных писателей. Современная наука в основном
сохраняет традиционную периодизацию, донесенную до нас египетским жрецом,
жившим более 2 тысяч лет назад.
Для определения хронологии столь отдаленных эпох, как древняя история
Египта, используются самые разные методы. По упоминаниям родствен
|
|