Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Азии :: Алексей Алексеевич Вигасин - История Древнего Востока
<<-[Весь Текст]
Страница: из 78
 <<-
 
чень мало известно. Обширное хеттское 
государство раздирали усобицы, в его дела активно вмешивалось соседнее 
государство Митанни. Зато после смутного времени наступает период расцвета, 
обширных завоеваний и создания великой державы – Н о в о х е т т с к о г о 
царства. Не без помощи хурритов (митаннийцев) хеттская армия осваивает новую 
боевую технику – легкие колесницы, запряженные лошадьми. Хетты подчиняют себе 
основную часть Малой Азии и выходят за ее пределы.
      Экспансия хеттов направляется в сторону Закавказья и Восточного 
Средиземноморья, а также на запад – к берегам Эгейского моря. В Закавказье они 
покоряют варварские племена, а на западе захватывают богатые приморские города. 
Но основная борьба развернулась в Северной Сирии, где хеттам противостояла 
могучая Египетская держава во главе с энергичным и амбициозным фараоном 
Рамсесом II. Хеттское иго казалось сирийцам не таким тяжким, как египетское, и 
потому против Рамсеса II к началу XIII в. до н. э. образовалась грозная 
коалиция. Битва при Кадеше в 1286 г. стала решающей пробой сил, и, возможно, 
хетты были близки к окончательной победе.
      Однако следует признать, что главным противником хеттского царя был вовсе 
не фараон, сколь бы грозными ни были его военные корпуса, названные именами 
египетских богов. Основная беда заключалась в рыхлости самого Новохеттского 
царства, поддерживать единство которого было нелегко. Хеттские документы 
выразительно подчеркивают эту особенность политической структуры своей державы, 
когда говорят о «странах», из которых она состоит. Эти «страны», согласно 
хеттским писцам, делятся на «внутренние», т. е. входящие в державу, и «внешние»,
 в нее не входящие. Но в случае какого-либо кризиса количество «внешних стран» 
многократно увеличивалось за счет того, что многие «страны» переставали быть 
«внутренними».
      Военные успехи хеттов не могли быть развиты: в наступившей после смерти 
хеттского царя династической смуте им было не до завоеваний или оказания помощи 
сирийцам, которые возлагали на них большие надежды. И спустя 16 лет после битвы 
при Кадеше Рамсес II заключил с Хаттусили III договор, по которому они 
разделили Восточное Средиземноморье. Северная его часть, издавна заселенная не 
только семитоязычными народностями, но и хурритами, оказалась под властью 
хеттских царей. Благодаря тому, что хетты активно проникали в области, 
принадлежавшие прежде Митанни, они испытывали все более сильное культурное 
влияние хурритов.
      Хеттская культура – многослойное и сложное явление. Пантеон, известный 
нам по клинописным текстам, преимущественно индоевропейский. В хеттском боге 
Сиу без труда узнается индоевропейское божество дневного света, соответствующее 
греческому Зевсу и древнеиндийскому Дьяусу. Хеттский бог-громовик Пирва 
напоминает литовского Перкунаса, славянского Перуна, индийского Парджанью. 
Некоторые мифологические персонажи с соответствующими атрибутами и преданиями 
заимствованы из Месопотамии (например, аккадский Ану – шумерский Ан). Часть 
ритуалов, описанных в текстах Богазкёйского архива, имеет дохеттское (хаттское) 
происхождение, а в знаменитой священной «галерее» рельефов на скалах Язылыкая 
изображены боги и богини объединенного хетто-хурритского пантеона.
      Хетты оставили своеобразные жанры литературного творчества: царские 
анналы, подробные жизнеописания царей (например, «Автобиография Хаттусили III»),
 а также записи молитв. Особенно трогательны и эмоциональны молитвы царя 
Мурсили во время чумы: царь, обращаясь к богам, вспоминает свое прегрешение, 
из-за которого страну постигла беда, и умоляет даровать ему прощение.
      Малая Азия хеттской эпохи ориентировалась не только на Восток, на 
хурритскую и семитские культуры, она была тесно связана с раннегреческим миром. 
В клинописных текстах Богаз-кёйского архива встречается упоминание г. Вилуса. 
По всей видимости, это гомеровский Илион, т. е. Троя. События Троянской войны 
совсем недалеко отстоят по времени от последних дней Новохеттского царства. 
Хетты поддерживали многообразные контакты с племенами ахейцев (Ахиява), 
расселявшихся тогда не только в материковой Греции и на островах Эгейского моря,
 но и на побережье самой Малой Азии. Аполлон и Артемида в греческих мифах – 
божества малоазийского происхождения. Мать же их Лето (Латона) не кто иная, как 
малоазийская богиня Лада (Великая Госпожа).
      Хеттская держава распалась примерно в XII в. до н. э. Ее гибели 
способствовали набеги «народов моря», упоминания о которых встречаются также в 
истории Египта и Восточного Средиземноморья. Археологически засвидетельствованы 
миграции племен с запада – с Балкан. Часть индоевропейских племен, прошедшая 
через всю территорию Малой Азии, осела на Армянском нагорье и, смешавшись с 
местным населением, позднее сформировала ядро Древнеармянского царства.
      

      Сиро-хеттский бог грозы [Рельеф IX е. до н. э. ]
      
      В некоторых надписях упоминания «великого царя хеттов» встречаются вплоть 
до VIII в. до н. э., но этот пышный титул тогда носил царь небольшого 
государства в верховьях Евфрата со столицей в г. Кархемише. Он считал себя 
подлинным наследником Хеттского государства II тысячелетия до н. э. Культуру 
этого времени называют позднехеттской, или сиро-хеттской, ибо основное 
население этого провинциального осколка Хеттской державы было семитским 
(сирийским). Именно эти «хеттеяне» появляются на страницах Библии 
(«хеттеянином» был, например, военачальник Урия, у которого царь Давид отобрал 
жену – красавицу Вирсавию, впоследствии родившую ему Соломона). К настоящим 
хеттам-индоевропейцам они имеют мало отношения. После ассирийских завоеваний 
VIII в. до н. э. и это «хеттское» царство перестало существовать.
      Малая Азия I тысячелетия до н. э. известна по немногочисленным 
археологическим находкам и довольно богатой античной исторической традиции. В 
начале тысячелетия в центральной части полуострова существовало крупное и 
богатое государство Фригия. Согласно 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 78
 <<-