Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Азии :: Алексей Алексеевич Вигасин - История Древнего Востока
<<-[Весь Текст]
Страница: из 78
 <<-
 
тные предания 
и рассказы античных авторов («отца истории» Геродота). Согласно этим источникам,
 мидийцы и персы теснили последнего вавилонского царя. Библия называет его 
Валтасаром, хотя на самом деле Валтасар был лишь царевичем – сыном царя 
Набонида. В «Книге пророка Даниила» говорится: Валтасар пировал со своими 
вельможами, используя в качестве кубков для вина священную утварь из 
разрушенного Иерусалимского храма. И вдруг появились «персты руки человеческой 
и писали против лампады» на стене огненные слова, которые никто из халдейских 
мудрецов не мог понять. «Царь… встревожился и вид лица его изменился…» И 
позвали пленного иудея Даниила, который прочитал: «Мене, текел, упарсин», и 
истолковал это так: «Ты измерен, взвешен и отдан персам». В ту же ночь, 
согласно библейской легенде, царь Валтасар был убит, и Вавилонское царство пало.

      Геродот сообщает иные занимательные подробности о захвате великого 
города: будто бы персы, вместо того чтобы штурмовать неприступные стены 
Вавилона, отвели воды Евфрата в другое русло и вошли в город по обмелевшему дну 
реки.
      Падение Вавилона (539 г. до н. э.) произвело колоссальное впечатление на 
современников и воспринималось потомками как событие, знаменовавшее конец эпохи.

      Клинописная культура 
      История Древнего Шумера начинается с появления клинописи. Период 
Нововавилонского царства и то, что за ним последовало, – время упадка 
клинописной культуры. Как система письма шумеро-вавилонская клинопись имеет 
принципиальное сходство с египетской иероглификой. Так же как последняя, она 
возникла из рисуночного письма – пиктографии. По материалам, происходящим из 
Двуречья, особенно ясно видно, что причину изобретения письменности следует 
искать не в области религии и литературно-художественного творчества: первые 
пиктографические и клинописные тексты Шумера – документы хозяйственной 
отчетности.
      Есть, конечно, и особенности эволюции письма в том и другом регионе. Если 
фонетические знаки в Египте представляют собой сочетания согласных, то в 
отношении Шумера обычно говорят о слоговых знаках (и письмо именуют 
словесно-слоговым). Впрочем, такое определение неточно хотя бы потому, что 
шумерский фонетический знак соответствует отдельному звуку или сочетанию звуков 
(согласных и гласных), но вовсе не обязательно слогу.
      На самых ранних глиняных табличках мы прослеживаем эволюцию знаков. 
Вначале они имеют явственно рисуночный характер: изображаются «вода», «нога», 
«звезда» и пр. Употребление их, как обычно в пиктографии, может быть и 
ассоциативным: «нога» значит «ходить», «звезда» указывает на «небо» и 
«небожителей» и т. д. По каким-то чисто техническим причинам шумеры со временем 
изменили направление письма, перейдя от последовательности сверху вниз к 
движению слева направо. И сразу же стало ясно, что в их сознании уже произошел 
разрыв между изображением и обозначением. Так, знак «нога» (несмотря на 
ассоциацию с хождением) принял горизонтальное начертание, а волны, изображающие 
воду (хотя символ продолжал означать это понятие), вздыбились и встали 
вертикально.
      Со временем форма знака все более схематизировалась, становясь линейной и 
угловатой из-за того, что на мягкой глине удобнее не вырисовывать знаки, а 
выдавливать их клинообразным острием тростинки для письма. И если не знать 
историю развития знаков клинописи, то нельзя угадать, из каких именно рисунков 
они происходят.
      Клинописные знаки с самого начала выполняли разные функции: идеограмм – 
знаков, выражающих определенную «идею» (например, «воды» или «звезды»), и чисто 
фонетических знаков, в которых никакой «идеи» нет, а есть лишь условный символ 
(как в наших буквах), отражающий отдельный звук или сочетание звуков. Но 
фонетическое значение символа, естественно, возникло не случайно: оно связано с 
тем словом, которым обозначается «идея», – тот же, что и в Египте, принцип 
ребуса. Например, слово «вода» по-шумерски звучало как а, и потому знак «вода» 
стал передавать на письме звук а. «Гора» по-шумерски «кур», и потому знак 
«гора» (в клинописной форме – из первоначального рисунка холмов) стал 
передавать сочетание этих трех звуков, даже если в тексте не было никакой речи 
о горах.
      Постепенное распространение клинописи из шумерского языка в аккадский с 
его диалектами (ассирийским и вавилонским), хурритский, хеттский, урартский, 
языки Восточного Средиземноморья способствовало увеличению многозначности 
отдельных символов. Дело в том, что повсюду они имели и фонетическое значение, 
а поскольку в аккадском языке, например, слово «вода» звучит как «му», то и в 
аккадской клинописи, в которой шумерский знак «вода» сохраняется и как 
идеограмма, и как фонетический знак для а, у него появляется новое фонетическое 
значение – слог «му». Клинопись, как и любая аналогичная система письма, 
требует не просто чтения, а интерпретации текста.
      Читатель клинописного памятника каждый раз должен задумываться, как ему 
следует понимать тот или иной знак. Видя сочетание знаков, он рассуждает 
примерно так: первый из них может быть идеограммой или фонетическим знаком, но 
в данном контексте это, видимо, детерминатив (знак-определитель), который не 
читается, но подсказывает, что далее идет имя бога. Следующий знак по-шумерски 
читается фонетически «ут», а поскольку перед ним имеется детерминатив имени 
бога, то, несомненно, это бог солнца (шумерский Уту). В конце же стоит чисто 
фонетический слоговой знак «ши». Значит, имя бога солнца оканчивается на слог 
«ши». Теперь можно быть уверенным, что в данном фрагменте говорится об 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 78
 <<-