Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Азии :: Алексей Алексеевич Вигасин - История Древнего Востока
<<-[Весь Текст]
Страница: из 78
 <<-
 
его 
имущественного расслоения. Гигантских хозяйственных архивов, относящихся ко 
времени после распада государства III династии Ура, не найдено. Вполне вероятно,
 что удельный вес государственного хозяйства в экономике страны сильно 
сократился. Сама же организация его изменилась таким образом, что не требовала 
прежней – немыслимой по объему – бюрократической отчетности.
      Старовавилонский период 
      В распоряжении историков находится значительная документация первых веков 
II тысячелетия до н. э., принадлежавшая не храмам или государству, а частным 
лицам. Это таблички, фиксирующие имущественные сделки, содержащие договоры о 
браке, усыновлении или разделе наследства, а также семейную переписку. Все эти 
источники дают богатый материал для изучения частноправовых отношений в так 
называемый Старовавилонский период, охватывающий почти всю первую половину II 
тысячелетия до н. э.
      Почти одновременно в разных городах Месопотамии составляются сборники 
законов, фиксирующие городское право. Известная близость между этими сборниками 
по терминологии, формулировкам, композиции и общим принципам позволяет говорить 
об уже сложившейся традиции «клинописного права». Все важнейшие области 
частного права подвергаются кодификации, очевидно, с целью не допустить 
произвола «сильного» (используя термин самих законов) в суде.
      Характерная черта древних писаных законов – стремление наказать 
преступника по суду, исключив тем самым кровную месть. Последовательно в 
законах проводился принцип талиона (лат. talio – возмездие, равное по силе 
преступлению; знаменитое «око за око, зуб за зуб»). Принцип этот проводился и в 
тех случаях, когда ущерб был причинен неумышленно. Например, врач рисковал 
своим собственным глазом, если пациент окривел по его вине. Если только что 
построенная стена обрушилась и под ее руинами погиб кто-то из семьи хозяина 
дома, то убивали сына того, кто столь некачественно строил стену. Принцип «не 
делай другому того, чего для себя не желаешь» в древности был не просто 
обращением к совести – он имел самые что ни на есть практические последствия: 
то, что ты причинил другому, испытай-ка сам!
      В то же время в законах чувствуется тенденция к замене телесного 
наказания денежным штрафом, дающая состоятельным людям возможность откупиться 
от калечащих или позорящих наказаний.
      Лучше всего сохранился сборник законов Хаммурапи, принадлежавшего к I 
Вавилонской династии (аморейского происхождения) и правившего примерно с 1792 
по 1750 г. до н. э. Этот царь известен также по дипломатической переписке и 
хозяйственным распоряжениям. Удается проследить его политику постепенного 
расширения территории, в результате которой под властью Вавилона оказалась вся 
Месопотамия – от Персидского залива до городов Мари на Евфрате и Ниневии на 
Тигре. Но главным достижением царя стало создание Законов Хаммурапи – 
крупнейшего образца клинописного права, сборника, который переписывали и 
изучали в Месопотамии более 1000 лет.
      Законы Хаммурапи высечены на каменном столбе, в верхней части которого 
изображен сам царь, стоящий перед богом солнца и справедливости Шамашем. Как 
было принято и в других сборниках месопотамских законов, текст, написанный на 
старовавилонском диалекте аккадского языка, открывался прологом. Вначале 
следовало поклонение великим богам Ану, Энлилю и Эа, а также солнечному Шамашу, 
что давало религиозную санкцию и царской власти, и царским законам. Особая роль 
отводилась богу Мардуку: он считался покровителем того самого города Вавилона, 
который был резиденцией Хаммурапи. Дальнейший текст пролога представляет собой 
стереотипный перечень тех благодеяний, которые Хаммурапи оказал храму того или 
иного бога в каждом из городов Месопотамии. Смысл этих списков царских 
благодеяний, богов, храмов и городов совершенно очевиден: Хаммурапи не просто 
заявлял о своих богоугодных делах, он указывал на поддержку местных храмов, а 
следовательно, декларировал свою власть над самими городами Вавилонии (именно 
так с этого времени можно называть всю Месопотамию).
      Этот однообразный каталог географических названий позволяет представить 
политическую карту Вавилонии во времена Хаммурапи. Старовавилонское царство, 
судя по прологу к законам, кажется некой ассоциацией городов во главе с 
Вавилоном (Бабили, т. е. «врата бога»), хранимым богом Мардуком, обитающим в 
храме Эсагила.
      Содержание Законов Хаммурапи дает яркую картину старовавилонского 
общества, хотя и неполную. Некоторая односторонность этой картины определяется 
тем, что представители государственной власти, администрация или работники 
храмов фигурируют в них редко.
      Законы не всегда предусматривают расследование и судебное разбирательство.
 Например, поджигателя, пойманного на месте преступления, не ведут к судье, а 
просто бросают в огонь пожара, который он разжег. Точно так же легализуется 
самосуд, если на месте преступления пойман человек, в целях воровства сделавший 
пролом в глиняной стене дома. Закон в этом случае гласит: «Убить на месте и 
закопать».
      Царский суд не подменяет органы общинного самоуправления. Если человек по 
нерадивости не укрепил плотину оросительного сооружения и таким образом погубил 
урожай на полях соседей, последние сами взыскивают с него убытки. Если же у 
виновного не окажется для этого средств, его продают как раба и делят между 
собой полученное за него серебро. Но если человек попал в плен и в его доме нет 
денег для выкупа, то средства берутся из казны храма данного поселения, т. е. 
из общих денег. Община выступает в качестве третейского судьи, администратора, 
казначея. Она является важнейшей формой социальной организации древней 
Месопотамии.
      Полноправными членами общины являлись главы семей, владевшие участками
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 78
 <<-