Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Азии :: Алексей Алексеевич Вигасин - История Древнего Востока
<<-[Весь Текст]
Страница: из 78
 <<-
 
 население 
разбегалось. И постепенно египтяне начали проводить более продуманную 
колониальную политику: завоеванные земли стали включаться в состав огромной 
державы. В Азии ее границы проходили в северной части Восточного 
Средиземноморья. Одолев могущественное государство Митанни (в Верхней 
Месопотамии), фараоны оттеснили противника за Евфрат. В Африке были подчинены 
территории вплоть до IV порога Нила (совр. Судан). Египетская держава стала 
самым крупным государством, которое знала до того времени мировая история: с 
юга на север она простиралась почти на 3500 км.
      Создатели ее столкнулись с такими задачами, которые прежде никому не 
приходилось решать. Структура государства в итоге оказалась не менее сложной и 
громоздкой, чем его состав. Ядром державы оставалась долина Нила – все те же 
традиционные Верхний и Нижний Египет. Во главе южных, нубийских, областей, 
присоединенных при Тутмосе III, был поставлен наместник с титулом «царевич 
страны Куш», подчинявшийся непосредственно фараону. Что же касается Восточного 
Средиземноморья, то здесь ситуация была особенно запутанной: значительная 
местами плотность населения, разнообразие природных условий, хозяйственных 
типов, племен, наличие разветвленной сети княжеств, между которыми столетиями 
поддерживались союзные либо враждебные отношения, – все это не давало 
возможности принимать простые административные решения.
      Египтяне разделили Восточное Средиземноморье на три большие зоны, 
примерно соответствовавшие Палестине (Ханаану),
      Сирии и финикийскому побережью (совр. Ливан). Во главе каждой из этих зон 
стоял египетский наместник, который, однако, не был полновластным хозяином на 
выделенной ему территории. Фараоны сохранили политическую структуру региона: в 
его раздробленности они были заинтересованы. Сиро-палестинские и финикийские 
князья лишались права вести самостоятельную внешнюю политику, а в случае 
конфликтов должны были прибегать к египетскому наместнику как третейскому судье.
 Признавая верховную власть фараона, местные владетели привозили в Египет 
ежегодную дань, соревнуясь друг с другом в преданности и подобострастии. Их 
наследники жили неподалеку от Фив, где было особое «поселение сирийских 
царевичей». С одной стороны, они получали египетское воспитание, с другой – 
могли стать заложниками в случае каких-либо заговоров в их собственных странах.
      Широкие завоевания фараонов XVIII династии сопровождались грандиозным 
строительством. В районе Фив выросли храмовые комплексы Карнака и Луксора. 
Любая политеистическая религия, в том числе и египетская, не знает понятия 
«истинный бог», ибо не делит многочисленные божества на истинных и ложных. 
Поклонения в первую очередь заслуживает «свой» бог, т. е. тот, который 
покровительствует данной местности, народу, политическому центру. Поскольку 
военные успехи сопутствовали именно фиванским фараонам, следовало почтить 
строительством храмов главного бога г. Фивы – Амона-Ра.
      Храм рассматривался как жилище бога, а жрецы – как его слуги, 
обслуживающий персонал. Бог был представлен изображением – статуей, идолом. 
Церемония богослужения напоминала правила придворного этикета: бога могли 
одевать, символически кормить, принося жертвы, развлекать пением, танцами и 
праздничными шествиями. В особые дни календаря статую бога переносили из храма 
в храм, чтобы он посетил все свои жилища или наведался в гости к другим 
божествам.
      Как всякий дом, храм божий имел свое хозяйство для обеспечения 
многочисленного штата прислуги, для организации празднеств и угощений. На 
землях, принадлежавших храму, трудились храмовые земледельцы. Фараоны Нового 
царства предоставляли храмам обширные земельные владения, а также сотни и 
тысячи людей, уведенных из побежденных стран. Речь, безусловно, идет о 
зависимом населении, статус которого порой напоминает рабский. Но стоит 
отметить, что в соответствующих надписях о дарениях отдельно перечисляются 
старейшины и вожди переселяемых племен – очевидно, «в плену египетском» племена 
сохраняли свои прежние социальные связи (семейно-клановые, племенные), иерархию 
и организацию.
      Храмы играли важную роль не только в религиозно-культурной и 
социально-экономической жизни страны: жречество активно вмешивалось в 
государственную политику. В кризисные моменты династийной истории избрание 
нового фараона зависело непосредственно от воли Амона-Ра, т. е. указания его 
оракула. Номовая знать, опиравшаяся на авторитет своих богов и храмов, также 
была тесно связана с местным жречеством.
      В результате грандиозных военных походов и создания великой державы 
произошло обогащение знати и усиление храмов. В то же время фараон чувствовал 
себя единовластным правителем страны и не хотел считаться с региональной 
политической элитой. Острый конфликт вспыхнул в XIV в. до н. э., в правление 
Аменхотепа IV. Развитие социально-политических противоречий привело к 
религиозной реформе. Фараон объявил себя сыном и избранником малозначительного 
бога Атона. Атон не был похож на другие египетские божества: не имел 
собственной мифологии и был почти лишен иконографических атрибутов, представляя 
собой солнечный диск. На памятниках искусства той поры фараон и его семья 
изображены перед солнечным диском, который протягивает им свои руки-лучи, 
держащие знак жизни анх. Себя самого фараон считал первосвященником Атона, от 
которого, как от солнца, исходит свет, тепло и всяческое благо на земле. Культы 
прочих богов были объявлены бессмысленными и ложными, а служители их попадали в 
разряд противников фараона-реформатора и его небесного покровителя.
      Трудность состояла не только в том, что в такой стране, как Египет, 
религиозные традиции казались неколебимыми. Даже собственное имя Аменхотеп, 
означавшее «Амон доволен», напоминало реформатору о боге Амоне. Царь сменил его 
на Эхнатон – «угодный Атону». Фараон
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 78
 <<-