|
Циркин Ю. Карфаген и его культура
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава I. ФИНИКИЙЦЫ НА ЗАПАДЕ
Глава II. Величие и падение Карфагена
Глава III. Экономика, социальные отношения, политический строй
Глава IV. Город и повседневная жизнь
Глава V. Религия
Глава VI. Словесность
Глава VII. Искусство
Заключение
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН
УКАЗАТЕЛЬ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ НАЗВАНИЙ
63.3(0)3 Ц 69
Редакционная коллегия
А. И. Болдырев, И. С. Брагинский, А. Е. Глускина, О. А. Дрейер, И, М. Дьяконов,
А. Н. Кононов, А. Д. Литман, Ю. А. Пвтроснн (председатель), Б. Б. Пиотровский,
В. М. Солнцев, \0. Л. Фишмщ^ (отв. секретарь), Е. Н. Челышев
Ответственный редактор И. Ш. Шифман
Циркин Ю. Б.
Ц 69 Карфаген и его культура. М., Главная редакция
восточной литературы издательства «Наука», 1986.
287 с. с ил. («Культура народов Востока»).
Исследование посвящено Карфагенской державе, крупнейшему государству античного
Средиземноморья в середине I тысячелетия до н. э. Последовательно налагаются
все аспекты истории, культуры и повседневной жилин Карфагена. прослеживаются
взаимосвязи Карфагенской культуры с финикийский, эллинистической и римской.
4402000000-150
ББК 63.3(0)3
© Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1986.
Введение
В середине II в. до н. э. римский сенатор, политический деятель и писатель,
историк и агроном Марк Порций Катон, выступая и сенате, каждую свою речь кончал
одной фразой: «Кроме того, я полагаю, что Карфаген должен быть разрушен». Через
двадцать два века раздался повый призыв: «Карфаген должен быть разрушен!».
Римляне добросовестно выполнили политическое завещание Катона, Карфагеп был
снесен с лица земли, а само место, на котором он стоял, проклято. И все же это
место было настолько удобно, земля вокруг так плодородна, а стратегическая
позиция слишком выгодна, в том числе и для торговли, чтобы римляне чрезмерно
долго оставляли территорию бывшего города пустой в угоду наследственной
ненависти. Уже через двадцать с небольшим лет известный реформатор и
политический деятель Гай Гракх пытался основать на месте Карфагена римский
город. Эта попытка оказалась неудачной: воспоминание
• прошедших войнах и опасностях, память о проклятии были
• цс у римлян слишком живыми. Пришлось ждать еще три четверти столетия, пока
во второй ноловине I в. до н. э. по воле Цезаря Карфаген возродился в качестве
римской колонии. 13 эпоху Римской империи он был одним из круннейших и
процветающих городов державы, центром римской культуры в Африке. В 439 г.
Карфаген захватили вандалы, и он стал столицей Вандальского королевства. Однако
менее чем через сто лет этот город захватили византийцы и удерживали его более
полутора веков. В 698 г. арабы заняли и разрушили Карфаген. С тех пор он не
восстанавливался: выросший вблизи Тунис перехватил его роль, возрождение
Карфагена стало ненужным.
В первой ноловине XIX в. на месте древпего города начались археологические
раскопки. И вот во второй ноловине XX в. над ним нависла новая опасность. С
одной стороны, расширяется город Тунис и может пройти совсем немного времени,
когда руины Карфагена скроются под улицами, нлощадями и домами 5
современного города, и тогда, может быть навсегда, исчезнет возможность лучше
узнать древний Карфаген. С другой стороны, массы неорганизованных туристов
готовы разобрать на сувениры драгоценные памятники древности. Римляне разрушили
финикийский Карфаген, арабы — римский, теперь грозит гибель Карфагену
археологическому. Поэтому ЮНЕСКО совместно с правительством Тунисской
Реснублики обратилась к ученым с настоятельным призывом спасти Карфаген. Этот
призыв стимулировал исследования Карфагена и его культуры.'
Эти исследования начались задолго до призыва ЮНЕСКО. Еще в 1817 г. были найдены
первые карфагенские надписи, и их изучением занялись семитологи. В 1833 г.
датский консул Фальб нанес на карту план карфагенских развалин и тем положил
начало археологическому изучению города. В середине XIX в. Ф. К. Моверс,
обобщая в своем огромном труде все, что было к этому времени известно о
финикийцах, значительную часть своего исследования посвятил Карфагену [420]. В
XX в. различные потоки исследования перекрещиваются и сливаются в единый:
литературная традиция, эпиграфика, археологические данные, монеты в равной
степени становятся источниками, позволяющими все точнее восстанавливать облик и
историю древнего Карфагена. В настоящее время в мире существует обширная
исследовательская литература, посвященная Карфагену.
Продолжающиеся более полутора веков исследования, особенно углубившиеся после
призыва ЮНЕСКО, заново открыли человечеству город, разрушенный яростью римлян,
его державу, долго соперничавшую с Римом за господство в Средиземноморье, его
|
|