|
ультуру.
/ Карфаген был основан финикийцами. Однако его исторыче-гские судьбы были
своеобразны, цивилизация Карфагена приобрела оригинальные черты. Поэтому в
современной науке для определения карфагенской цивилизации используется термин
«нуническая» (римляне называли карфагенян пунами). Этим термином подчеркивается
особое положение цивилизации Карфагена, которую нельзя рассматривать как
локальное ответвление общефииикийской. Рассмотрение пунической цивилизации в ее
совокупности и является первой задачей предлагаемой книги.
При изучении Карфагена встает старая и почти «вечная» проблема историографии —
взаимоотношения Востока и Занада, а в рамках древности — Древнего Востока и
античного общества. Представляется, что можно говорить о том, что общества
Древнего Востока и античности развивались в рамках единой
социально-экономической формации, которую называют рабо-6 владельческой,
являясь ее двумя вариантами. А если это так, то,
14'.тествеино, встает вопрос о месте Карфагена внутри этой формации. Попытка
определить это место — вторая задача книги.
выдвинутые задачи определяют и структуру работы. В книге *>УДУ Т рассмотрены
процесс финикийской колонизации, основание Карфагена в рамках этого процесса,
история карфагенского государства, его социально-экономический и политический
строй, различпые стороны пунической культуры: повседневная жизнь, религия,
словесность, искусство. В заключении будут подведены итоги исследования и дана
попытка ответа на вопрос о месте Карфагепа в древнем мире.
Для выполнения этих задач необходимо использовать самые различные источники. К
сожалению, собственно пуническая историография до наших дней не дошла. Ее
сведения были, по-видимому, привлечены некоторыми греческими и римскими
историками. Однако в целом античные авторы интересонались Карфагеном только как
партнером греков и римлян, которые вступали н разнообразные контакты с этим
государством и почти не обращали внимания на внутренний мир пунического
общества. Больше других авторов пуническую традицию сохранил, видимо, Помпеи
Трог; однако его труд дошел до нас только в сокращенном изложении Юстина (и еще
более кратком перечислении содеряшния отдельных глав), а Юстин брал у Трога
лишь паиболее интересные для него факты и сказания, делая акцент на чудесном и
необыкновенном. Не сохранился и трактат о политическом устройстве Карфагена,
данные которого частично были иснользованы Аристотелем в его «Политике». Говори
об античной историографии Карфагена, надо подчеркнуть еще два 1 важных
обстоятельства. Во-первых, греко-римские историки и философы не всегда могли
нонять своеобразие карфагенского общества и государства. Во-вторых, многие
греческие и особенно римские авторы были далеки от объективности, ибо Карфаген
выступал постоянным соперником ряда западных греческих государств и в
особенности Рима, и сочинения многих писателей дышат к нему ненанистью. Все это
застав-лнет очень осторожно подходить к сообщениям литературной традиции.
Значительное место среди источников занимает пуническая эпиграфика. В настоящее
время известно несколько тысяч надписей только из Карфагена, не говоря об
эпиграфических иамятпиках из других занаднофиникийских городов. Однако эти
надписи довольно однообразны. Большинство их посвятительные, причем адресатами
янляются в основном два божества — Баал-Хаммон и Тиннит. Имеется некоторое
количество погребальных надписей, однако содержащиеся в них сведения огра- 7
ниченны, а сугубо исторических почти нет. Тем не менее без этих памятников
невозможно представить различные стороны жизни Карфагена. Надписи донолняются
монетами, расширяющими наши знания об экономической и религиозной жизни
Карфагена в последние два-три века пунической истории.
Большую роль играют данные археологии. Правда, раскопки открывают в основном
римские слои этого города, но в отдельных местах удается вскрыть и пунические.
Они сохранились довольно нлохо, ибо римляне, разрушая пуническую столицу,
нотрудились на совесть. Гораздо лучше сохранились некрополи, которые и
составляют основную массу археологических памятников пунического Карфагена. Это
таит в себе определенную опасность: обстоятельства, связанные только с
погребальными комплексами, можно некритически распространить на всю жизнь
Карфагена. Преодолеть подобную аберрацию в какой-то степени позволяют раскояки
в других финикийских городах Западного Средиземноморья.
Только соединение источников всех видов позволяет нредста-вить историю
Карфагена, основные моменты его экономической, социальной и политической
структуры, общую картину его культуры. В то же время как но количеству (весьма
недостаточному), так и но характеру эти источники таковы, что дают возможность
различного их толкования, не говоря уже о разных методологических и
теоретических подходах к ним. Практически трудно найти двух исследователей,
которые были бы согласны друг с другом по всем пунктам исследования. Это
целиком относится также к автору и ответственному редактору предлагаемой книги.
Такие вопросы, как толкование римско-карфагенского договора, время плавания
Ганнона и Гимилькона, некоторые проблемы впутреннего устройства Карфагена,
интерпретация религиозных памятников и истории пунической религии вообще, как и
некоторые другие, являются предметом спора. Необходимо подчеркнуть, что во всех
случаях полная ответственность за все высказанные суждения лежит целиком на
авторе.
В заключение автор приносит свою искреннюю благодарность всем, кто номогал ему
работать над книгой и способствовал ее ноявлению.
Глава I. ФИНИКИЙЦЫ НА ЗАПАДЕ
Сиро-финикийское побережье издавна играло роль своеобразного шарнира,
соединяющего мир Древнего Востока с миром Запада. Эта его
|
|