|
ествлением правителей. Так было
и при Птолемее, и при его царственной дочери Клеопатре.
Завещание царя было готово задолго до его смерти, и его содержание не
являлось тайной. Наученный горьким опытом, Птолемей постарался заранее
исключить какие-либо сомнения относительно своей последней воли. Он составил
документ в двух экземплярах. Один был послан в Рим для хранения в
государственном архиве (по некоторым соображениям этот экземпляр временно
находился у Помпея), а второй хранился в Александрии. Исполнителем своей
последней воли монарх назначил римский народ, заботам которого он поручил свою
страну и семью. Конечно, это было полным отказом от самостоятельности, но
вместе с тем и уловкой, которая должна была защитить Египет от возможных
попыток беспринципных римских политиков захватить страну.
Своими преемниками царь назначил старшего сына, Птолемея XIII, которому было
тогда десять лет, и старшую дочь, восемнадцатилетнюю Клеопатру, ставшую седьмой
царицей с этим именем в династии Птолемеев. Брат и сестра должны были вступить
в брак и разделить египетский престол.
Браки между братьями и сестрами были нередки в Египте еще при фараонах.
Такая практика существовала не только в правящих домах, но и в простых семьях,
где при этом, как правило, имелись в виду имущественные соображения. Религия
поддерживала и освящала эту традицию. В мир богов переносились семейные обычаи
людей: Исида была сестрой и женой Осириса, бог земли Геб был женат на своей
сестре, богине неба Нут, и так далее.
Если царь был в глазах египтян Осирисом, то царица – богиней Исидой.
Клеопатра ведь с детства отождествляла себя с Исидой.
Фараоны, а затем Птолемеи женились на своих родных или единокровных сестрах
главным образом по политическим соображениям – опасались, что принцесса крови,
выйдя замуж за аристократа, увеличит число возможных претендентов на престол. С
точки зрения династической в этом был определенный смысл. Биологически же браки
внутри одной семьи на протяжении нескольких поколений таили в себе определенную
угрозу.
Браки между родными братьями и сестрами были совершенно не понятны грекам.
Значит, Птолемеи следовали здесь египетским традициям.
Дважды Клеопатра будет заключать браки со своими братьями. Однако, может
быть, именно кровосмесительные браки и вызовут в царице ненависть к своим
братьям-мужьям, толкнув ее на убийство.
Клеопатра уже тогда, видимо, решила идти до конца по пути отца к единоличной
власти, хотя…
Она видела, что не было человека, который провожал царя в последний путь
искренними слезами. В глазах собственной семьи он был прежде всего убийцей
своей дочери Береники. Хотя жители Александрии в свое время сами призвали его
на трон, они впоследствии в нем видели лишь тирана, силой навязанного римлянами.
Для своих подданных Птолемей был угнетателем, отнимавшим у народа последние
крохи, чтобы насытить алчность римских покровителей. Единственное, что он
приобрел благодаря щедрости по отношению к храмам и наделению их правом убежища,
– это нейтралитет жрецов.
Кажется, ни один из предшественников Птолемея XII не наделял храмы правом
убежища так щедро, как он. Одновременно храм освобождался от всех податей и
повинностей.
Наконец, римляне считали его типичным восточным деспотом: трусливым по
отношению к сильным, тираном для беззащитных. Искренне сожалели о монархе,
может быть, только члены дворцового хора и оркестра.
Каким же видела отца та, которая примет от него трон и будет до конца жизни
настаивать на самостоятельном правлении?
Птолемей XII, безусловно, не видел никакого выхода и спасения ни для себя,
ни для своего царства. Египет мог существовать только в качестве римского
сателлита, и только слабость давала возможность уцелеть. Рим допускал
существование лишь таких государств, которые ни при каких обстоятельствах не
могли стать для него опасными. Поэтому единственное, что оставалось Птолемею, –
это постараться как можно дольше сохранить для себя и своих потомков выгодную
должность царя милостью Рима, пока великодержавный молох не поглотит все.
В борьбе за трон он не останавливался ни перед чем – подкупал, плел интриги,
убивал даже своих близких. Это была борьба за существование. Он не имел никакой
политической программы, достойной этого наименования. О какой политике может
думать бессильная пешка?
Может быть, поэтому основным и наиболее важным занятием царя была игра на
флейте. Во времена, когда нет возможности оказывать хотя бы малейшее влияние на
ход исторически важных событий, лучший способ примирения с судьбой – найти
занятие, которое позволяет развеяться, никому не приносит вреда и не вызывает
подозрений. Птолемей играл на флейте.
Клеопатра, не отказываясь от политики отца, отличалась боле широким
кругозором и непомерным честолюбием.
Она тщательно изучила историю царствования своей семьи, особенно деда и отца.
Многое в истории их царствования было для нее непонятным, но привлекательным.
Многое она потом примет как собственные мысли и убеждения. Почему так
хладнокровно она убьет свою единокровную сестру? Почему так будет ненавидеть
братьев? Почему так будет стремиться к единовластному правлению?
Клеопатра хотела править в традициях абсолютной монархии, опираясь на
правление Александра Македонского, когда монарх являлся генератором законов в
своем государстве, а государство рассматривал как своего рода частную
собственность. Она считалась царицей вообще, а не просто царицей Египта, как
именовали ее многие. Мысль о том, что ее власть ограничена только территорией
Египта, была
|
|